Перспектива развития газомоторного топлива в транспортной системе России

Газомоторное топливо можно считать наиболее перспективной альтернативой привычному бензину или дизельным продуктам, и это неслучайно. Низкая себестоимость, финансово выгодный перевод, экологичность и множество других преимуществ ― то, что делает продукт востребованным и выгодным.

Газомоторное топливо: что это?

Газомоторное топливо ― популярный и универсальный продукт, который является отличной заменой нефтетопливу. К этой группе веществ причисляют:

  • природный газ (метан), который эксплуатируется в сжатой форме;
  • сжиженный нефтяной газ;
  • сниженные углеродные газы.

Эти продукты особой популярностью пользуются именно у автовладельцев, ведь они подходят для большинства транспортных средств. Так, природный газ после сжатия используется в автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях, а в газозаправочных станциях, как правило, применяются сжиженный углеводородный газ и сжатый.

Коротко о мировом рынке газа

Сейчас в мире используется более 1,5 миллиарда автомобилей, из которых около 25 миллионов работают именно на газомоторном топливе. Около 80 стран мира имеют достаточно развитую инфраструктуру для использования такого продукта. Например, успешно функционирует более 30 тысяч газовых заправок, 18 тысяч из которых расположены в Китае, Индии и Иране.

Наиболее развитой в этой сфере промышленности считается Азия, где к 2030 году планируется увеличение потребления на 30% по сравнению с показателями 2018 года. Это отличные цифры, которые говорят об активной политике энергетической и топливной диверсификации при развитии тенденций экологичного подхода.

Альтернативное топливо в России

Оптимистичные прогнозы применимы и к России. Так, например, сейчас парк газовых и биотопливных автомобильных единиц составляет около 245 тысяч:

  • легковые авто ― около 127 тысяч;
  • LCV ― 96 тысяч единиц;
  • грузовики ― около 10 тысяч;
  • автобусы ― более 14 тысяч машин.

Но эти данные не исчерпывающие: статистика не учитывает некоторую технику, потому что активный учет такого транспорта ведется лишь с 2017 года. Тем не менее, процент продаж новых газовых авто растет: более 0,2% приходится на легковые модели, 2% ― на грузовые, около 10% ― на LCV и более 12% составляют автобусы.

Чем продукт отличается от привычного топлива?

Многие автовладельцы отдают предпочтение бензиновым двигателям, двигателям на водородном топливе. Так почему же стоит выбрать именно газомоторные варианты? В отличие от двигателей на водородном топливе, модели с газомоторным продуктом уже заслужили популярность и успешно внедрены в России. Водородные варианты все же пока экспериментальны и только находятся на стадии апробирования технологии.

Сравнивая газомоторные двигатели с электрическими, становится очевидным, что, несмотря на технологическую безопасность для среды вторых, первые потребляют в разы меньше электроэнергии и при этом не требуют такой сложной утилизации, как электрические аккумуляторы.

Сниженный нефтяной газ

Газ ― это особая смесь пропана и бутана, а около 6% от общей массы занимают углеводороды. Главное преимущество такого состава ― устойчивость к высокой критической температуре. У пропана данный показатель равен 96,8°С, у бутана ― 152,0°С, то есть относительно просто снижать эти продукты и сберегать их в жидком состоянии при довольно небольшом давлении. В результате сосуд со смесью легкий, а храниться газ в сжиженном состоянии может неограниченное количество времени.

Применяется сниженный газ в бензиновых двигателях, в которых внедрена технология искового зажигания и используется низкая степень сжатия. Например, в легковых авто, энергетических установках и малогабаритных грузовиках.

Несмотря на простоту эксплуатации, продукт имеет и свои минусы. Например, он не так легко поддается деформации, поэтому у производителей авто возникают небольшие трудности, ведь такой газовый баллон не очень просто разместить на машине. Кроме того, вещество тяжелее воздуха, а потому при утечке может быть взрывоопасно.

Сниженные природные газы

Природные газы имеют довольно низкую критическую температуру — на производстве требуются особые усилия для того, чтобы преобразовать продукт. Именно поэтому вещество применяется в основном в сжатом виде. Для этого используется особое оборудование, а хранится такой газ в сосудах высокого давления. Такое топливо больше подходит для тракторов и крупной техники, ведь их габариты позволяют разметить необходимый запас вещества.

Один из недостатков газа, помимо сложных условий хранения, ― большой расход. На таком продукте, как правило, можно проехать в 3-3,5 раза меньше, чем на другом топливе. Решение проблемы простое, но мало реализуемое в небольших масштабах: нужно запастись баллонами с нужным газом или регулярно заправляться.

Сжиженный природный газ

Пожалуй, главный плюс такого продукта ― высокая степень сжатия. Так, метан может уменьшиться в объеме до 600 раз. Именно поэтому он активно используется в транспортной промышленности: автобусы, самосвалы, магистральные тягачи отлично работают на сжиженном газе природного происхождения.

Это хороший выбор в том случае, если нужно вместить максимум продукта в ограниченное пространство. Но процесс сжатия довольно сложный: здесь не обойтись без криогенного оборудования, а сберегать продукт стоит, соблюдая нормы температурной изоляции.

Преимущества газомоторного топлива

Преимущества газомоторного топлива очевидны даже для тех, кто не занимается изучением специфики топлива:

  • экологичность: выбросы токсичных веществ минимальны, они на 25% экологичнее, при этом отработавшие газы менее вредны, чем продукты производства нефтяных двигателей;
  • выгодная стоимость: газ почти в два раза дешевле привычного бензина, ведь цена сниженных углеродных продуктов на 30-50% меньше, а сжиженных веществ ― на 60-70%;
  • безопасность: газ легче воздуха, он довольно быстро улетучивается и несет минимальные риски возгорания;
  • простой перевод транспорта с альтернативных видов топлива и легкое внедрение: сейчас на рынке представлено современное и модернизированное оборудование, поэтому каждый без труда сможет выполнить переоборудование по выгодной цене;
  • низкая себестоимость, что особенно актуально для коммерческих и государственных предприятий;
  • инвестиция в будущее: топливо увеличивает срок эксплуатации автомобилей, а поэтому снижаются траты на техобслуживание.

Помимо этого, газомоторное топливо уже долгие годы используется в России. Положительный опыт отечественных компаний и зарубежных коллег только подтверждает выгоду данного продукта и подчеркивает необходимость скорого внедрения во всех сферы промышленности.

Газомоторное топливо: дешево и выгодно

Современная промышленность в России направлена в сторону эргономичности и экономии, поэтому газомоторное топливо ― подходящий выбор для тех, кто находится в поисках товаров по низким ценам.

Несмотря на инфляцию и рост себестоимости продуктов в сфере промышленности, достаточно взглянуть на статистику и понять, что этот вид топлива долгие годы остается наиболее выгодным вариантом. Например, за период с 2014 по 2018 годы показатели стоимости продуктов изменились так:

  • бензин вырос на 20,3%;
  • дизельное топливо ― на 22,4%
  • газомоторное топливо ― на 11,2%.

При этом цена самого продукта для пользователей была в среднем в 2,8 раза ниже и составляла около 18 рублей за литр.

Тенденция к росту цен на топливо все еще является превалирующей. Например, в 2019 году государством было принято решение о регулировании стоимости бензина и дизельного топлива, а это значит, что на повышение теперь влияют не только инфляция и другие естественные процессы, но и госструктуры. Это популяризирует газомоторное топливо среди владельцев транспорта и в сельскохозяйственной промышленности, потому что оно все еще остается дешевым средством.

С заботой об экологии

Среди всех типов альтернативного топлива газомоторные продукты наиболее безопасны и комфортны в эксплуатации. Во-первых, при производстве газотопливных продуктов снижаются расходы на горюче-смазочные материалы и затраты природных ресурсов. Это приводит к тому, что выбросы токсичных компонентов в атмосферу сокращаются до 5 раз.

Во-вторых, топливо полностью сгорает, не оставляя при этом нагара на поршнях, клапанах, свечах зажигания и других деталях. Как результат, снижается нагрузка на комплектующие мотора и обеспечивается более легкая эксплуатация.

Простота внедрения

Благодаря тому, что газомоторное топливо ― это доступный и распространенный продукт, его внедрение в промышленность и производство происходит довольно легко. Прогноз на ближайшие десятилетия говорит о том, что объем потребления газа существенно увеличится, и к 2040 году эта цифра достигнет 20%.

Один из факторов, ведущих к еще большей популяризации газомоторных видов топлива, ― простота перехода. Ежегодный рост потребления газа ― это постепенный и естественный процесс, который защищен от резких перепадов и неожиданных изменений. Перевод успешно осуществляется не только в автомобильной сфере, но и в железнодорожной отрасли, на морском транспорте. Например, в РЖД функционируют локомотивы на газомоторном топливе и планируется расширение их числа.

Если в 2018 году доля двигателей, работающих на альтернативных видах топлива, составляла 1,5% от общего потребления газа, то к 2040 году планируется внедрить этот продукт не менее, чем в 49% двигателей от общего числа транспорта. Во многих регионах России развита инфраструктура: есть заправки, станции технического обслуживания и другие элементы газотранспортной системы. Поэтому здесь особенно просто внедрять газомоторные продукты.

Инвестиции в будущее

Использование газомоторного топлива в России ― выгодно не только сейчас, но и в перспективе. В первую очередь это экономическая выгода: применение газа позволяет потреблять товары по низкой цене, что в дальнейшем работает на прибавку к росту ВВП.

По прогнозам исследователей, около 0,5% может обеспечить сфера альтернативного топлива в ближайшие 10 лет. Помимо этого, снижение издержек производства и себестоимости продукции сдерживает инфляцию и удерживает рост цен в пределах разумных 10%.

А есть ли риски?

Несмотря на ряд преимуществ и простоту внедрения, газомоторное топливо все же является довольно экспериментальным для России. Это влечет трудности:

  1. Несоответствие приоритетов. Общественный, экономический и политический вектор развития в стране направлены на дальнейшее использование в качестве топлива продуктов переработки нефти, поэтому газозаправочная инфраструктура в каком-то смысле остается в тени. Потребуется долгая работа как государства, так и предприятий, которая поможет сместить тенденции в сторону более альтернативных продуктов. На совещаниях с членами правительства президент Путин В.В. неоднократно подчеркивал приоритетность задач по наращиванию темпов роста газотранспортной системы, и к массовому переходу на газомоторное топливо. Президент справедливо отметил, что «мы газовая страна» и использование газового топлива даст серьезный толчок для развития всех направлений транспорта. Владимир Владимирович Путин дал поручение на встрече с председателем совета директоров Зубковым В.А об увеличении количества газозаправочных станций в стране, чтобы газомоторное топливо было доступно любой категории транспорта, включая частные, коммерческие и крупнотоннажные виды.
  2. Проблема монополизации. На первый взгляд может показаться, что газовый рынок нашей страны монополизирован естественными компаниями- монополиями. Но этот вопрос необходимо рассматривать глубже. Компании- монополии с одной стороны устанавливают влияние на политику ценообразования, но с другой, выступают гарантами бесперебойного поступления готового газового топлива к потребителю. Цена на топливо- это вопрос государственного регулирования. Что касается компаний по техническому оснащению, ремонту и обслуживанию транспортных средств газовым оборудованием, то тут речи о монополизме не идет: конкуренция в сфере серьезная.
  3. Сложности с регистрацией и, как результат, со статистикой. Проблема организации регистрационного учета связана с относительно недавним обращением государства к этой сфере. Только в 2017 году появились системы, позволяющие унифицировать продукцию, работающую на газомоторном топливе.

Существующая система не проработана до конца, поэтому автовладельцам иногда приходится долго ждать документы. Особенно с этим сталкиваются жители небольших городов, где не так развита необходимая инфраструктура.

Как избежать трудностей?

При эксплуатации альтернативных видов топлива, особенно на начальных этапах, все же есть шанс столкнуться с трудностями, но их можно если не избежать, то хотя бы минимизировать. Ряд проблем решается на глобальном уровне. Например, более тщательная проработка процедуры регистрации транспорта и упрощение обслуживания помогут не только сэкономить автовладельцам время на работе с документами, но и поспособствует популяризации газомоторного топлива.

Облегчить использование оборудования поможет работа с организациями, которые занимаются установкой газового оборудования, их сертификацией. С одной стороны, это может немного повысить стоимость продукции, но при этом существенно сократит сроки регистрации и избавит от необходимости проходить дополнительные процедуры. Говоря простым языком, большая ответственность в данном вопросе ложится на государство, ведь органам важно обеспечить необходимую поддержку и стимулировать автопроизводителей выбирать именно газомоторное топливо.

Какие перспективы у газомоторного топлива в России?

С каждым годом тенденции современной транспортной сферы смещаются в сторону экологичности, эргономичности и практичности. И газомоторное топливо ― это отличная возможность для каждого владельца обеспечить своему авто бесперебойную работу долгие годы.

Несколько лет назад Минэнерго России представило особую программу, которая должна помочь газомоторному топливу получить еще большее распространение по всей стране. По прогнозам, уже к 2024 году сумма трат из бюджета достигнет 175 миллиардов рублей, а это новые возможности для промышленности:

  • рост продаж газа вырастет в 5 раз;
  • строительство новых газовых заправок, которые помогут нивелировать до 40% расходов;
  • возможность для предприятий снизить ресурсозатраты при производстве и избежать инфляции.

К 2040 году общий объем потребления альтернативного топлива будет изменяться на 10% в год, а поэтому в России достигнет отметки в 250 миллиардов куб. м. Кроме того, правительство планирует продолжать финансирование техники, создавать новые проекты по строительству заправок и парков. Так, по некоторым прогнозам, уже к 2023 году парк техники на газомоторном топливе вырастет на 1% по автобусам, на 0,7% ― по легковым авто и на 0,2% ― по грузовикам.

Не стоит забывать, что официальная статистика учитывает только данные с 2017 года, а потому реальное число техники значительно выше. Достаточное производство единиц техники и проектов по распространению альтернативных продуктов ― это не только возможность применять технику для государственных целей, но и работа на экспорт. Например, в 2016 году количество импортированных газовых баллонов до 100 л составляло около 7 тысяч, а в 2017 году достигло почти 29 тысяч.

Перспективность вопроса газомоторного топлива и приоритетность решения задач по увеличению доли транспорта, использующим в качестве топлива газ, четко понимают представители торгово-промышленной палаты. 24 мая 2021 года Московская торгово-промышленная палата проводит круглый стол на тему «Перспектива развития газомоторного топлива в транспортной системе России». Инициатор — Комитет МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем. Цель мероприятия – наиболее полное освещение и рассмотрение вопросов реализации постановления Правительства России от 02.03.20 № 221 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики» и подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива», с учетом новых требований государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива». К участию в мероприятии приглашены представители федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, предприниматели, а также потребители газомоторного топлива в сфере пассажирских и грузовых перевозок.

Будущее газомоторного топлива для производителей

Развитие топливной промышленности выгодно не только государству и отдельным лицам, но и производствам. Например, это отличная возможность сократить стоимость финальных проектов и их окупаемость на 7-8, благодаря экономии на ресурсах и затратах Также правительство готовит программы, позволяющие получить особые льготы, которые помогут сделать переход на газомоторное топливо еще более выгодным.

Тенденция к популяризации продукта и успех промышленности ведет к таким результатам:

  • сбыт роста топлива внутри страны в ближайшие десятилетия вырастет в 5 раз;
  • популяризация топлива и развитие инфраструктуры открывает возможности для успешного экспорта;
  • увеличение числа газовых заправок также служит своеобразной мотивацией для владельцев;
  • возможность внедрения топлива во все остальные сферы промышленности ― это работа по снижению себестоимости продуктов и затрат ресурсов.

Уже к 2024 году правительство планирует выделять до 70 млрд рублей в год на поддержку развития автопарков и до 16 млрд ― на приобретения компаниями техники, которая будет работать на газомоторном топливе. При этом отечественные производители могут получить до 10 млрд рублей.

Коротко о главном

Газомоторное топливо ― выгодный выбор не только для владельцев авто, производителей и коммерческих предприятий. Помимо того, что это выгодно, безопасно и перспективно, альтернативные вещества играют важную роль для развития экономики России в целом:

  • повышение конкурентоспособности промышленности на мировом рынке;
  • простота перевода не только автотранспортной техники, но и морского и железнодорожного транспорта;
  • возможности для создания современной продуктивной топливозаправочной инфраструктуры.

Все это делает газомоторное топливо в транспортной системе востребованным, перспективным и выгодным типом топлива в России.