Переход на ГБО

Перевод автомобиля на газ

Природный газ считается самым экологичным топливом. Применение природного газа в качестве автомобильного топлива снижает содержание в выхлопах углекислого газа (СО2) на 25%, угарного газа (СО) на 75%. Главный компонент природного газа — метан. Природный газ хранится под давлением 200 бар – отсюда и название – сжатый, компримированный, газ. Сегодня более 15 миллионов транспортных средств в мире «питаются» природным газом.

Еще одно преимущество газового топлива – низкая цена. По статистике, метан дешевле бензина в 2-3 раза.

Скажем и о безопасности машин, эксплуатируемых на природном газе. Немецкий автомобильный клуб провел собственные исследования, в результате которых выяснилось, что риск возгораний при лобовом или боковом ударе не увеличивается. Таким образом, при ДТП транспортное средство, работающее на газе, попадает в те же условия и обстоятельства, в которых при такой ситуации оказывается рядовой бензиновый автомобиль.

Субсидия на перевод автомобиля на газ

Министерство энергетики РФ предложило увеличить объем субсидий при переводе автомобилей с бензинового топлива на газовое. Здесь в основу легла антикризисная мера, направленная на поддержку малого и среднего бизнеса, самозанятых и рядовых граждан и индивидуальных предпринимателей.

Антон Инюцин, заместитель главы Министерства энергетики России, заявил о желании изменить некоторые условия действующей программы. Чиновник сообщил, что субсидии будут повышены с 1/3 до 2/3. «Газпром», в свою очередь, намерен компенсировать сверх этого еще 30 процентов расходов при переходе автомобилей на газовое топливо.

Инюцын пояснил, что при участии в этих программах граждане РФ получат поддержку в виде компенсации 95% от общих затрат на переход с бензина на ГБО.

Программа поддержки на первом этапе охватит 27 регионов России. Субсидия сегодня оценивается в среднем в 30 тысяч рублей.

Размер субсидии складывается из стоимости установки ГБО на разные типы автомобилей.

С 2020 года этой мерой социальной поддержки могут воспользоваться жители тех регионов, в которых создана и далее развивается заправочная инфраструктура.

Главное условие участия в программе государственных субсидий – возраст транспортного средства – автомобиль не должен быть старше 10 лет.

Единое для всех участников правило госпрограммы: скидка не должна превышать две трети от требуемой на переоснащение автомобиля эталонной стоимости.

С расценками ознакомимся ниже:

  • для легковых авто – от 54 до 84 тысяч рублей;
  • для легковых грузовых средств («Газель» и т.п.) – 96 тысяч рублей;
  • для грузовиков и автобусов итоговая сумма будет выше.

Действие мер социальной поддержки запустится в полной мере, когда регионы, участвующие в государственной программе, утвердят список предписаний и правил и отберут сервисные центры, реализующие услугу по переходу на ГБО.

Для сервисных центров требования минимальны:

  • соответствие стандартам качества, устанавливаемого ГБО;
  • обеспечение безопасности автомобилей при эксплуатации транспорта.

Кроме основополагающих факторов, замглавы Минэнерго РФ рассказал и о ежегодной экономии. Итоговая сэкономленная сумма будет складываться из расхода топлива – будет зависеть от марки транспортного средства и пробега. Так, например, ежегодная экономия для владельцев «Газелей» составит от 160 до 200 тысяч рублей, для легковых автомобилей – от 90 до 130 тысяч рублей.

Эксперты также заявили, что повышение субсидий на установку газобаллонного оборудования сумеет простимулировать несколько сфер. Резюмируя, Алексей Калачев, аналитик «Финама», заявил о преимуществах участия «Газпрома» в государственной программе: «Переоборудование автомобилей для газового топлива окажется не дороже приобретения нового набора шин».

Перевод автомобиля на газ по госпрограмме

Рост цен на бензин и одновременное снижение уровня доходов граждан не раз заставляли задуматься о вариантах экономии на заправке автомобиля.

Один из основных способов такой экономии – перевод транспортного средства на газовое топливо.

Как уже было сказано выше, государство взяло на себя ответственность в помощи автовладельцам, которые изъявили желание переоборудовать свой автомобиль и использовать вместо бензина газовое топливо, субсидируя это переоснащение.

Меры социальной поддержки проводятся в рамках государственной программы «Развитие рынка газомоторного топлива», нацеленной на разностороннюю поддержку ГБО-отрасли, а также:

  • на помощь таксистам;
  • на оказание поддержки владельцам грузовых и пассажирских транспортных средств путем субсидирования перехода на газ;
  • на строительство и финансирование АГЗС (газозаправочных станций). В идеале на 200 авто должна насчитываться минимум 1 заправочная станция;
  • на закупку биотопливных транспортных средств для чиновников и государственных служащих.

В соответствии со статистикой, сегодня в России насчитывается примерно 155 тысяч работающих на газовом топливе автомобилей.

За счет реализации этой программы рассчитывается увеличить спрос на ГБО и расширить парк «газового транспорта» в РФ до 274 тысяч единиц. К слову, в Италии насчитывается свыше 1 миллиона таких авто.

Программа поддержки рассчитана на период с 2019 до 2024 года. При корректном соблюдении условий и требований программы вероятность ее продления возрастает.

Государственная субсидия предоставляется только за переход с бензинового топлива на газовое метановое.

Несмотря на то, что самыми популярными сегодня считаются пропан и сжиженный газ, субсидии на переход на это топливо не предоставляются.

Напоминаем, что меру государственной поддержки в праве получить физические лица и представители малого бизнеса, которые используют транспортные средства (не старше 10 лет) в личных или коммерческих целях.

В 2020 году государство компенсировало автовладельцам следующие суммы:

  • для легковых транспортных средств массой до 1 800 кг – в пределах 27 тысяч рублей;
  • для легковых автомобилей массой до 2 499 кг-34 тысячи рублей;
  • для легковых автомобилей массой свыше 2 500 кг – 42 тысячи рублей;
  • для легковых коммерческих ТС – в пределах 48 тысяч рублей;
  • владельцы автобусов с вместимостью до 8 мест получили компенсацию в пределах 63 тысяч рублей, для автобусов вместимостью более 8 мест компенсация составила 111 тысяч рублей;
  • субсидирование грузовых транспортных средств составило 114 тысяч рублей при переходе в газодизельный цикл;
  • переход на газовый цикл-ремоторизацию компенсировался в размерах 200 тысяч рублей;
  • компенсация за переоснащение магистрального тягача составила 147 тысяч рублей.

Производители и поставщики установок газобаллонного оборудования получили суммы в размерах 1/3 от совокупных расходов на изготовление и установку.

В случаях возрастания спроса на проводимую программу Минэнерго поднимет субсидии с 30 до 60 процентов.

Сегодня общие затраты на переоснащение транспортных средств (в зависимости от назначения и массы ТС) в среднем составляют 50-115 тысяч рублей.

Стоит понимать, что субсидия не предоставляется владельцам автомобилей в денежной форме. Материальную поддержку получают предприниматели и организации, которые оказывают услуги по переоборудованию транспорта на ГБО.

К таки компаниям предъявляются некоторые требования:

  • отсутствие задолженностей;
  • отсутствие резидентства;
  • «здоровье» компании — отсутствие реорганизационных и ликвидационных процедур и мероприятий, отсутствие фактов банкротства;
  • наличие сертификатов соответствия – «авторизация» на работу с природным газовым топливом;
  • опыт работы в этой сфере не менее 5 переоснащенных автомобилей за год;
  • наличие производственных помещений на правах собственности или аренды;

Изъявившая желание участвовать в отборе на госпрограмму компания обязана обратиться с соответствующим заявлением к ответственному региональному департаменту.

В заявлении должны содержаться:

  • сведения об организации;
  • контакты фирмы;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доказывающие отсутствие задолженностей перед бюджетом справки;
  • подтверждающие наличие профессионального опыта копии договоров с автовладельцами;
  • документация с обозначенными сведениями о стоимости используемого газобаллонного оборудования.

При успешном прохождении проверки документации в десятидневный срок органы местного управления и сервисный центр подписывают соглашение о сотрудничестве.

Завершив работы, организация обращается с заявлением на субсидирование в органы местной власти. После рассмотрения и удовлетворения запроса СТО на счет исполнителя переведут денежные средства.

Оформляя заявку, сервисные центры не должны забывать о лимитах бюджетных обязательств по субсидированию и максимальны суммах выделяемых субсидий.

Владельцы транспортных средств при переводе машины на ГБО должны:

  • пройти экспертизу в аккредитованной лаборатории. Эта экспертиза подтвердит или опровергнет возможность установки газобаллонного оборудования на ТС;
  • получить разрешение в ГИБДД на переоснащение автомобиля и внесение конструктивных изменений для работы на ГБО. Заявление разрешается подавать через портал Госуслуг;
  • найти и выбрать авторизованный прошедший отбор в систему госпрограммы сервисный центр;
  • переоборудовать автомобиль, установив ГБО;
  • оплатить услуги подрядчика в размерах от 5 до 30% от эталонных затрат. Здесь стоимость будет зависеть от формата программы субсидирования;
  • пройти техосмотр и по окончании получить диагностическую карту;
  • после переоборудования внести изменения в паспорт транспортного средства (ПТС) и в свидетельство о регистрации автомобиля в ГИБДД.

В разделе с особыми сведениями проставляется отметка и вносится информация о переоснащении транспортного средства для работы с газовым топливом (метаном).

Перевод автомобиля на газ: история и цены

Наверное, для опытных автовладельцев, однажды столкнувшихся с вопросом экономии средств, было сложно прийти к выбору: переходить на газовое топливо или оставить бензиновое. Возникал единственный вопрос: можно ли сэкономить и через сколько тысяч километров переоснащение автомобиля себя окупит. Еще один насущный вопрос: сможет ли двигатель бесперебойно работать и не потеряет ли изначальные характеристики.

Сто лет назад был широко востребован газогенераторный газ, который вырабатывался в механизмах, где сжигалась древесина, уголь, солома или торф.

Несмотря на доступность и бюджетность, смесь СО2 и Н2, вырабатываемая при сжигании твердого топлива, получалась низкокалорийной. По этой причине мощность двигателей падала, запас хода снижался, а трудоемкость топливных операций увеличивалась (здесь речь идет о процессах «заправки, выработки и пуска»).

Позже пришли к пониманию, что газогенератор и необходимость охлаждения и очистки от золы и примесей требовали запас площади и нуждались в грузоподъемности до полутонны.

Когда и где возникли транспортные ГБО-средства, ответить трудно. Известно то, что в СССР в 1939-1941 годах выпускались два грузовых автомобиля с ГБО. Это ГАЗ-44 и ЗИС-30. Эти машины были оборудованы шестью либо восемью топливными баллонами. Эти емкости размещались между рамой и кузовом. Первые советские ГБО-машины работали на метане, светильном газе или синтез-газе (смесь CO и H2).

Главным недостатком считали массу оборудования – в сумме до 550 кг. Запас хода таких грузовиков составлял 150-300 км.

В конце 50-х годов в Италии запустили компании по переоборудованию двигателей на газ.  К слову, Италия и сейчас считается передовиком в сфере ГБО: последние разработки и фирмы-производители — итальянцы.

Поговорим о топливе и реалиях. Природный газ метан сложен в хранении, однако, стоит заметить, что запасы этого газа в разы больше нефтяных. Метан принимает жидкое состояние при температуре -160 С. В баллоны и иные емкости закачивается под давлением до 200 атмосфер.

Стальные толстостенные баллоны для хранения газа 50 л объемом весят достаточно много — почти 100 кг. Для легковых автомобилей это считается «тяжелой ношей». Ввиду этого еще 10 лет назад применение метана в качестве топлива было оправдано для грузовых ТС.

Позже стали использовать металлопластиковые и композитные емкости, которые оказались легче толстостенных.

Сегодня передовые производители изготавливают баллоны, которые размещаются под полом кузова, не смещая при этом центр тяжести и одновременно не урезая объем салона или багажника транспортного средства.

Стоит заметить, что у газа отмечают еще два важных качества. Во-первых, меньшая калорийность (по сравнению с бензином). Это объясняется следующим: так, например, количество выделяемого тепла, или энергии, при сгорании литра газового топлива ниже. Не теряя мощность, двигатель будет расходовать больше газа, чем бензина.

Во-вторых, скорость сгорания газа ниже, чем бензина. При открытии выпускных клапанов газовая смесь продолжает гореть. Происходит и калильное зажигание с последующей детонацией – исходит от нагретых элементов в камере сгорания (клапанов и свечей). Такое явление исключается повышением степени сжатия –  современные двигатели обладают высокой степенью сжатия.  Кроме того, описанная проблема решается ранним воспламенением смеси – в этом случае смеси дается больше времени на полное сгорание.

Стоит учитывать тот факт, что степень сжатия во время монтажа оборудования изменить не удастся. Но при установке правильно выбранного угла опережения зажигания двигатель работает аналогично бензиновому питанию, клапаны при этом сохраняют свою целостность и не допускается детонация.

К чему было такое вступление об истории ГБО и некоторых особенностях? Очевидно, что такая сложная процедура, где учитываются технологические нюансы, не может быть бюджетной.

Важно понимать, что эта услуга небезопасна, здесь важна компетентность исполнителей. Поэтому, по понятным причинам, выбор, покупка, установка и диагностика такого газобаллонного оборудования обойдутся в «круглую» сумму. В зависимости от габаритов транспортного средства, от системы и от количества цилиндров в двигателе сумма за переоснащение автомобиля на ГБО будет варьироваться в следующих пределах.

Цена установки самого популярного сегодня ГБО 4 поколения на автомобили начинается с 27 тысяч рублей.

Имеем следующую ценовую политику:

  • установка баллонов любого объема на автомобиль с 4-цилиндровым двигателем обойдется в среднем в 27 тысяч рублей;
  • установка таких же баллонов (50 — 200 л) на автомобиль с 6-цилиндровым двигателем будет в пределах 37 тысяч рублей;
  • установка аналогичных баллонов на автомобили с 8-цилиндровым двигателем будет стоить не менее 45 тысяч.

Для сравнения: стоимость монтажа современного ГБО 5 поколения будет выше – от 60 тысяч рублей для 4-цилиндрового двигателя, выше 100 тысяч рублей для двигателей с 6 цилиндрами. Именно по этой причине установка ГБО 5 поколения и младше не несет экономической выгоды (окупится через несколько десятков тысяч километров).

Перевод автомобиля на газ

Востребованное сегодня газобаллонное оборудование 4-го поколения включает в себя:

  • газовый баллон — составляющая системы ГБО, к выбору которой нужно тщательно подходить;
  • мультиклапан с запорной аппаратурой;
  • расходную и заправочную магистрали;
  • редуктор – выбирается с учетом мощности двигателя и принципам езды.
  • ЭБУ (электронный блок управления газовым оборудованием) – иными словами, микрокомпьютер;
  • газовые форсунки – подбираются по количеству цилиндров в ДВС. Могут объединяться в общую рампу. Форсунки классифицируются по скорости, материалу и конструкции;
  • кнопку переключения «газ-бензин»;
  • газовые фильтры;
  • датчики температуры;
  • клапаны – входной или заправочный, выходной или расходный и аварийный или скоростной.

Принцип работы популярного ГБО 4 поколения

ЭБУ подключается между блоком управления штатной топливной системы и форсунками. Поступающий от блока к форсункам сигнал считывается блоком управления газовой системой.  После этого рассчитывается количество газа, которое требуется для подачи в цилиндр. Затем передается импульс газовой рампе, где давление газа держится в пределах тех значений, которые были получены от редуктора.  После поступления сигнала на рампу электромагнитная форсунка открывает клапан, предоставляя газу вход во впускной коллектор. Аналогичный сигнал закрывает клапан форсунки, гарантируя точность подачи топлива. Как итог – штатный ЭБУ управляет топливной системой. Роль блока управления – преобразование сигнала штатного блока, необходимого для корректного функционирования двигателя на газе.

Дополнительным узлом ГБО 4 поколения может выступать вариатор угла опережения зажигания, решающий проблему продления срока эксплуатации ДВС.

Запуск и работа двигателя с ГБО 4 поколения выглядит так:

ДВС запускается в штатном режиме на бензине. При достижении температуры охлаждающей жидкости 40 градусов, заданной в настройках ЭБУ, (измеряется датчиком, установленным на редукторе) подается сигнал на компьютер.

Газовый ЭБУ завершает подачу сигнала на бензиновые форсунки —  это ведет к прекращению подачи бензина в ДВС, происходит открытие газового клапана на мультиклапане, расположенном в баллоне.

Газовая смесь поступает в редуктор-испаритель через расходную магистраль. Там происходит испарение до газообразного состояния. После этого осуществляется подача вещества на рампу.  Впрыск газа в цилиндр ДВС не произойдет, пока форсункам не подан сигнал на открытие с ЭБУ.

Кратковременные сигналы гарантируют впрыск порций газового топлива в нужный момент.

Газовые форсунки пропускают газ через калиброванные отверстия.

Как мы видим, ГБО работает по сложному принципу. Поэтому подбор и монтаж такого оборудования стоит доверять только профессионалам в аккредитованных сервисных центрах. Людям, которые занимаются этим в «домашних условиях», такую работу лучше не поручать – велики риски фатальных ошибок.

После завершения установки ГБО важно перейти на следующую ступень переоснащения – узаконить это переоборудование и внести записи в ПТС и в свидетельство о регистрации транспортного средства.

Для этого:

  • обращаются в ГИБДД и в центр, который «сертифицирует» переоборудование авто на ГБО;
  • собирают необходимую документацию.

Узаконивание ГБО обойдется в сумму не менее 5 тысяч рублей.

Как удалось выяснить ранее, переоснащение транспортного средства в авторизованном сервисном центре будет стоить от 27 до 80 тысяч рублей.

Дополнительная установка полезных компонентов и опций (например, заправочного клапана под крышку лючка бензинового бака) увеличит итоговую стоимость работ еще на 10-15 тысяч рублей.

Плюсы перевода автомобиля на газ

Эксперты выделяют ряд преимуществ перехода с бензинового топлива на газовое. Так, например, у популярного сегодня ГБО 4 поколения обнаружены следующие плюсы:

  • экономичный расход газа – окупается установка ГБО в зависимости от пробега: чем больше пробег, тем быстрее окупится ГБО. Стоит запомнить, что цена литра бензина варьируется в пределах 41-55 рублей, тогда как 1 куб. м газа стоит 16-18 рублей.
  • минимальная потеря мощности двигателя. В устаревших моделях ГБО потеря мощности двигателя составляла 30%. При использовании вариатора угла опережения зажигания такие потери сводятся к нулю;

отсутствие хлопков при работе ГБО;

  • стоимость оборудования (по госпрограмме выходит копеечной);
  • экологичность – газ считают чистым топливом. Так, например, транспортные средства, работающие на метане, выбрасывают на 30% меньше вредных веществ в атмосферу (в сравнении с дизельным или бензиновым топливом).

Как бы не радовались автолюбители «оптимизации» транспорта и обещанной экономии, приходится сталкиваться с рядом неудобств и недостатков. Среди них:

  • недостаточная развитость заправочной инфраструктуры. Численность АГЗС в России составляет не более 400 единиц;
  • покупка оборудования и монтажа считаются дорогим «удовольствием», но одновременно за счет субсидирования государством этот недостаток превращается в преимущество;
  • сложности с прохождением техосмотров и регистрации переоснащения. Сегодня в России действует около 20 аккредитованных лабораторий, оценивающих безопасность реконструкций автомобилей под ГБО.
  • Длительная и недостаточно бюджетная процедура регистрации ГБО в лабораториях. Автолюбители проходят несколько инстанций, предоставляя разную документацию и оплачивая взносы в пределах 10-20 тысяч. Сроки «сертификации» составляют 15-20 рабочих дней. После этого изменения регистрируются документально в ГИБДД;
  • ГБО нуждается в постоянном контроле и проверке – при отсутствии должного контроля такое ГБО станет опасным для здоровья и жизни водителя и пассажиров.

Особое внимание нужно уделить и выбору топлива. Стоит учитывать факты о расходе газов. Расход пропана на 5-7% выше, чем расход бензина. Расход 10 литров бензина на 100 км будет эквивалентен 11 литрам пропана на 100 км.

Метан в этом случае выигрывает – его расход составит на 0-10% ниже, чем бензина. Соответственно, при расходе 1 л бензина на 10 км будет эквивалентно 9 л на 100 км.

Конечно, пропан увеличит срок поездок без заправки за счет большего объема топлива.

Резюмируя вышеупомянутые факты получаем:

  • стоимость ГБО пропана ниже, чем метана;
  • цена на метановое топливо ниже;
  • расход у метана по отношению к бензину меньше, чем у пропана;
  • метан тяжелее в весовых показателях;
  • при сгорании метана отсутствуют вредные выбросы;
  • количество АГЗС у пропана больше;
  • обслуживание метанового ГБО проводится реже, соответственно, такое топливо эксперты считают наиболее безопасным.

Подводя итог, хочется отметить следующее. Газобаллонное оборудование сегодня заслуживает внимания автомобилистов. Если долгое время автолюбителю не дает покоя вопрос экономии средств на топливе, то стоит сделать выбор в пользу ГБО. Если это решение уже принято, рекомендуется осознанно подходить к покупке и монтажу этого сложного механизма. За счет участия в государственной программе по субсидированию переоснащения автомобилей на газовое топливо автолюбители могут доверить подбор, покупку и установку ГБО профессионалам в аккредитованных для этого сервисных центрах. Пройдя проверку на безопасность в специальных лабораториях и зарегистрировав изменения в ГИБДД, удастся оснастить транспортное средство необходимым оборудованием в соответствии с нормами и стандартами качества без вреда автомобилю, экологии и здоровью человека, а также сэкономить средства, не разоряя семейный бюджет.