Субсидии на ГБО

Много статей уже написано о преимуществах ГБО. Но подавляющее количество информации направлено на техническую сторону и на потребительский опыт эксплуатации автомобильного газового оборудования. А какова же роль государства в процессе развития газобаллонного оборудования? Как государство смотрит на газификацию автотранспорта в стране? И какова его роль? Об этом пойдет речь в статье.

С наступлением 21 столетия количество автомобилей в нашей стране неуклонно растет. Даже в кризисные годы продажи авто снижались на короткий срок, но затем положительная динамика восстанавливалась. Более 70% автомобилей от общего количества автопарка страны сосредоточено в городах. В городских поселениях остро встает вопрос с выбросами автомобильных выхлопных газов. Эффективным решением данной проблемы является использование автомобилей на газовом топливе. Это знают и видят специалисты по экологии и энергетике.

Правительство Российской Федерации объективно оценивает ситуацию с использованием газомоторного топлива. Россия – мировой лидер по добыче и запасам газовых углеводородов. И не использовать этот факт в своих экономических целях не стоит. Необходимость использовать в качестве топлива природный газ диктуется экологическими тенденциями в мировой экономике. Немаловажным остается то, что увеличение объемов автомобильного транспорта, работающего на газе, выступает сдерживающим фактором роста цен на бензиновое и дизельное топливо. Принимая во внимание все перечисленные пункты, Правительство РФ утвердило в 2019 году, разработанную Минэнерго совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо» программу «Развитие рынка газомоторного топлива». Было принято решение на федеральном уровне о выделении субсидий на развитие использования газомоторного топлива. По данной программе субсидируются все технологические процессы связанные с использованием в качестве моторного топлива газа метан как наиболее экологичного, дешевого и перспективного, с точки зрения природных запасов. Целевым показателем программы принято считать доведение до 274 тысяч единиц техники, работающей на метане. 30% из которых будут составлять автотранспорт со штатным ГБО метан, а остальные переоборудовать и дооснастить автомобильным газовым оборудованием.

Субсидии ГБО метан

 Вопрос стоимости оборудования является главным сдерживающим фактором для использования ГБО на метане. В силу конструктивных особенностей ГБО метан дороже, чем пропановое оборудование. Но в плане эксплуатации и развития данного направления в целом – более перспективное. Поэтому, как уже отмечалось, в стране с 2019 года действует программа субсидирования метанового ГБО. По расчетам специалистов до 80% переоборудованного автотранспорта будет составлять легковой частный автопарк. И для них субсидия составила на момент 2019 начала 2020 года 30% стоимости ГБО, но не более 27 тысяч рублей. На компенсацию затрат по установке газового оборудования было выделено более 190 миллиардов рублей. Но в 2020 году Правительство Российской Федерации во главе с премьер – министром Михаилом Мишустиным посчитало недостаточными меры поддержки газификации автотранспорта. И было решено докапитализировать объем выплат. С 20 июля 2020 года сумма компенсаторных выплат со стороны государства была удвоена. То есть с 20 июля 2020 года владелец «легковушки» вправе получить уже 60% стоимости оборудования, или до 54 тысяч рублей. В стороне не остались владельцы пассажирского и грузового транспорта. Так если владельцем легкого коммерческого грузовика, например Газель, является физическое или юридическое лицо — субъект малого или среднего предпринимательства, то он имеет право получить 96 тысяч в виде субсидии.

Государством дотируется также приобретение новой газомоторной техники. В этом случае право на субсидию имеют лица, приобретающие транспортное средство как на сжиженном газовом топливе, так и на сжатом. Более серьезные выплаты можно получить, приобретая автомобиль на метане.

К стимулированию использования транспортных средств на сжатом газе в нашей стране подключилась компания «Газпром газомоторное топливо». Для физических лиц, в рамках общероссийской программы, дочерняя компания «Газпрома» частично компенсирует затраты на установку ГБО выдачей топливной карты, с зачисленными на нее до 48000 «Экобонусов» По ней владелец может оплачивать газовое топливо «экобонусами» в размере 50% стоимости заправленного топлива. 1 «экобонус» = 1 рублю.

Для юридических лиц список материальных выгод больше:

Можно получить дополнительную выгоду, наклеив рекламу на свой автомобиль. За присутствие рекламной информации на машине, владелец получает до 48000 рублей единовременно.

Дополнительно предоставляется скидка в размере 10% на топливо в течении года при выборке не более 500м3 газа для легкового транспорта в месяц и при выборке не более 1000м3 для легкого коммерческого транспорта.

Получить дополнительные выгоды автовладелец сможет, став участником акций, проводимых компанией «Газпром газомоторное топливо»

Из чего складываются субсидии

Из вышесказанного необходимо выделить основные моменты. С 20 июля 2020 года начала действовать «форсированная» программа по субсидированию переоборудования транспортных средств на газ метан. Сумма субсидии на установку ГБО после 20.07.2020 составляет 60% стоимости комплекта, но не более:

  • Легковой автомобиль (B, B1) массой до 1800 кг — не более 54 000 руб;
  • Легковой автомобиль (B, B1) массой от 1801 кг до 2499 кг – не более 68 000 руб;
  • Легковой автомобиль (B, B1) массой 2500 кг и выше – не более 84 000 руб.
  • Лёгкий коммерческий автомобиль (B, B1) – не более 96 000 руб;
  • Автобус длиной до 8 метров (D) – не более 126 000 руб;
  • Автобус длиной более 8 метров (D) – не более 222 000 руб;
  • Грузовой автомобиль (C) (перевод в газодизельный цикл) – не более 228 000 руб;
  • Грузовой автомобиль (C) (перевод в газовый цикл — ремоторизация) – не более 400 000 руб;
  • Магистральный тягач (СЕ, С1Е) – не более 294 000 руб.

Компания «Газпром газомоторное топливо» компенсирует затраты на установку ГБО бонусными картами.

Для легковых автомобилей сумма составляет от 27000 до 42000 рублей в зависимости от массы авто в виде бонусов на заправку.

Для легких коммерческих 48000 рублей.

В итоге получаем, что при переводе на метан легкового автомобиля владелец имеет право на компенсацию до 90% стоимости автомобильного газового оборудования.

Участники программы субсидирования ГБО

Стать участником государственного проекта по субсидированию перехода на газовое топливо могут физические и юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели. «Развитие рынка газомоторного топлива» — это часть масштабного государственного проекта «Энергоэффективность и развитие энергетики». Часть усилий, в рамках проекта, направлена на стимулирование переоборудования автотранспортных средств и техники специального назначения для использования газомоторного топлива. Речь идет не только о государственном и муниципальном транспорте, но также о легковых и коммерческих автомобилях частных физических и юридических лиц. Под субсидии попадают как личные автомобили граждан, так и коммерческие частные машины, официально занятые в доставке грузов и перевозке людей. Возраст машин при этом не должен превышать пяти лет.

Другое направление государственной поддержки – субсидии в адрес отечественной автомобильной промышленности для выпуска машин с предустановленным газоввым оборудованием. На рынке уже можно приобрести легкий коммерческий транспорт в исполнении автомобильного концерна ГАЗ и легковые автомобили, представленные моделями Lada Largus CNG и Lada Vesta CNG. Но стоимость транспортных средств с интегрированным на заводе ГБО ощутимо выше, чем бензиновых версий. Поэтому неудивительно, что автовладельцы прибегают к самостоятельному поиску установщика ГБО и обращаются в компанию НаГазе.РФ. «НаГазе.РФ» является партнером «Газпром газомоторное топливо», содействует в развитии направления метанового оборудования, участвует в программах, разработанных на федеральном уровне. Имеет сертификат на осуществление деятельности, связанной с установкой, обслуживанием и ремонтом газобаллонного оборудования на метане.

Плюсы ГБО на метане

Метан в качестве альтернативного автомобильного топлива рассматривался еще при СССР. И в те времена газ был дешевле бензина. Поэтому советским автопромом выпускались грузовые автомобили, работающие на метане КАМАЗ, ЗИЛ, автобусы ЛиАЗ-677. В современных условиях жизни аспект экономии очень важен для транспорта. Метан в три раза дешевле бензина.

Метан, в отличие от пропана и бензина, стабилен по качеству. Не содержит вредных примесей

Метан – легкий природный газ, используется в сжатом состоянии. В случае утечки не скапливается под автомобилем как пропан. Не наносит никакого вреда окружающей среде, так как является естественным компонентом земной атмосферы.

Природный газ имеет превосходные антидетонационные свойства по сравнению с бензином. Поэтому двигатель защищен от ударно — вибрационных нагрузок, связанных с неконтролируемой детонацией. Мотор работает чище, тише, меньше вибрирует, увеличивается срок службы силового агрегата.

Сжатый природный газ – это идеальное топливо по ряду признаков: высокое октановое число, почти нет примесей, имеет низкую стоимость.

Недостатки в эксплуатации ГБО метан

Процесс эксплуатации газобалонного оборудования на метане не лишен недостатков, как и любая техническая система. Недостатки эти связаны с несовершенством технологий, экономическими моментами, информационной неосведомленностью части населения, связанной с автомобильным транспортом.

К минусам метанового ГБО относят:

  • Неразвитая сеть автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций – АГНКС. Эта проблема известна государству. Строительство новых АГНКС субсидируется из бюджета до 40 млн. рублей на один проект. Что составляет до 30% стоимости заправочной станции. Поощряется переоборудование и приведение к требованиям современных стандартов старых АГНКС. За последние годы количество заправок с метановым топливом удалось удвоить. Но работы по строительству и развитию сети АГНКС не останавливаются, темпы наращиваются. В ближайшей перспективе, согласно общегосударственной программе, на 200 автомобилей, работающих на метане, будет построена 1 заправочная точка. Тем самым удастся свести к нулю дефицит пунктов по заправке сжатым природным газом.
  • Другим, тормозящим развитие федеральной программы Минэнгерго, обстоятельством служит недоработанность, несовершенство, нестыковка в законодательной базе. Так с 1.07.2019 года вступил в силу ГОСТ «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». В нормативном документе определены новые процедуры испытаний на соответствие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Эти изменения коснуться владельцев, пожелавших переоборудовать автотранспортное средство на битопливное питание. В этом же поле существует и другая проблема – регистрация ГБО в ГИБДД. В целом легализация газового оборудования может занимать довольно продолжительное время. Необходимо получения заключений нескольких экспертиз, неоднократных визитов в ГИБДД, написаний заявлений, сборе приличного пакета документов. Ожидаемый ажиотаж, вызванный субсидированием перевода автомобилей на использование двух видов топлива, создаст большие очереди в регистрирующих организациях. Компания НаГазе.РФ, на правах аккредитованного установщика, официального дилера, берет на себя решение вопросов по легализации и законной регистрации установленного газобаллонного оборудования. Владельцу транспортного средства не придется тратить время на бюрократические проволочки, ожидания в очередях. Время, от возникновения идеи установки ГБО до получения ПТС и свидетельства о регистрации с внесенными данными установленного газового оборудования, сокращается в разы.
  • К недостаткам можно отнести и уменьшение места в багажном отделении за счет установки газовых баллонов. Тут, конечно, необходимо все взвесить. Так ли часто приходится пользоваться на полную багажником? Места для продуктовых пакетов, коляски трости хватит и в переоборудованном авто. Зато вместо пустоты в багажнике будет присутствовать 80-100 литров экономии.
  • В силу физических особенностей, для газа метан требуется хранение при повышенном давлении. Это нужно для того, чтобы большее количества топлива закачать в единицу объема автомобильного баллона. Поэтому оборудование и его установка обойдутся дороже, и требуют от установщиков соответствующей квалификации, а от установочных организаций обязательного соблюдения технологических процессов и аккредитации в контролирующих органах.

Стоит ли переходить на газ

Ответ на этот вопрос пусть каждый даст себе сам. Но математически и практически выверено, что один километр пути на метане обходится в 2-3 раза дешевле, чем на бензине. И если нет сомнений в эффективности использования газового топлива для транспортного средства, то переводить авто на газ сейчас самый подходящий момент, срок окупаемости будет минимальным. Затем, при соблюдении правил эксплуатации, то есть прохождения регламентных технических осмотров и обслуживания, владельца ждет только экономия. Опираясь на опыт и статистику европейских стран, формируется вывод, что использование природного газа в качестве автомобильного топлива – это серьезная перспектива развития транспорта в России. Руководство компании «НаГазе.РФ» заинтересовано в привлечении к сотрудничеству юридических и физических лиц, владельцев автопарков и личного автотранспорта. Компания НаГазе.РФ поддерживает инициативу государства в части выделения субсидий для автомобилистов-частников, и готова предоставить качественное техническое обслуживание автомобилей с любым ГБО. Технически правильно установленное и своевременно обслуживаемое газобаллонное оборудование  помогает гражданам сэкономить на топливе, а также улучшить экологичность автомобилей и атмосферу в городах, — а это дело каждого!