Редуктора ГБО

В статье речь пойдет о наиважнейшем элементе автомобильного газового оборудования – газовом редукторе. Чтобы понять роль и место редуктора в схеме ГБО необходимо понимать принципиальное устройство газобаллонного оборудования. ГБО состоит из механических, электро – механических и электронных узлов. Схема и назначение узлов выглядит следующим образом:

Газовый баллон. Служит для безопасного хранения резерва газового топлива.

Мультиклапан. Выполняет роль заборного, запирающего и контрольного устройства при подаче газа.

Магистрали для подачи газового топлива. Необходимы для транспортировки топлива от газового баллона до впускного коллектора.

Фильтр жидкой газовой фазы. Призван отделять нерастворимые твердые частицы загрязнений, находящихся в топливе.

Электромагнитный клапан. Открывает или перекрывает по сигналу доступ газа в редуктор.

Редуктор-испаритель. Имеет тройное назначение: сброс давления до рабочего, и перевод сжиженного топлива в газообразное состояние, а также стабилизация давления газа независимо от давления в топливной магистрали. А для метановых редукторов это только сброс давления и стабилизация. Процесс испарения в них неактуален.

Фильтр газовой фазы. Призван отсекать более тяжелые фракции примесей, находящиеся в газовом топливе.

Форсунки. Это дозирующие устройства, с помощью которых регулируется подача порций газа во впускной коллектор. А оттуда, смешавшись с воздухом попадает в камеру сгорания двигателя внутреннего сгорания.

Электронный блок управления. Стоит на вершине процесса. Это небольшой компьютер, с помощью которого происходит управление всеми процессами внутри системы ГБО, и синхронизация работы газового оборудования со штатным бензиновым.

Когда появились редукторы ГБО

Автомобильное газобаллонное оборудование так устроено, что функционирование без редуктора не предусмотрено вовсе. Поэтому точкой отсчета появления редукторов в ГБО можно считать момент начала массового производства и использования комплектов оборудования. Случилось это в 50-60 годы XX века. Хотя первые двигатели способные работать на газе известны с середины XIX века.  

Устройство редуктора ГБО

Независимо от модификации ГБО редуктор состоит из неизменных деталей:

  • Корпуса.
  • Электромагнитного клапана (иногда расположен вне редуктора).
  • В корпусе сконструированы камеры первой и второй ступени.
  • Перепускных клапанов.
  • Мембран с пружинными механизмами, соединенными с коромыслами перепускных клапанов.
  • Камеры для циркуляции подогревающей жидкости – тосольная рубашка. В роли подогревающей жидкости выступает разогретая охлаждающая жидкость автомобиля.
  • Патрубков для подведения подогревающей жидкости.
  • Штуцеров для подводки входных и выходных газовых магистралей.
  • Датчика температуры редуктора. Предусмотрен на ГБО2 — 4 поколения.
  • Крепежной арматуры.

Принцип действия редуктора ГБО

Газ по магистралям подводится к редуктору под давлением в 16 атмосфер. На пути к редуктору топливо проходит фильтр жидкой фазы. В этом фильтре задерживаются механические частицы, которые могут попадать в топливо из резервуаров хранения, газового баллона, в процессе технологических операций, связанных с производством, транспортировкой топлива.

Далее отфильтрованный жидкий газ подходит к электромагнитному клапану. Если на катушку клапана подается напряжение, то витки катушки создают электромагнитное поле, которое примагничивает железосодержащий шток с клапаном и открывает пропускной канал в первую ступень редуктора.

Попав под давлением в редукционную камеру, газ расширяется и переходит в газообразную форму. Этот процесс ускоряет охлаждающая жидкость двигателя, которая в разогретом виде циркулирует через корпус редуктора. За счет резкого расширения падает давление и поглощается большое количество теплоты, или иными словами, выделяется холод. Вторая задача охлаждающей жидкости – не доводить до обморожения элементы редуктора, что чревато выходом из строя детали. Испаряясь и накапливаясь в редукционной камере, газ оказывает давление на мембрану первой ступени. Мембрана жестко соединена с коромыслом перепускного клапана. В состоянии покоя клапан находится в открытом состоянии. Поднимаясь, мембрана способствует закрытию клапана. Как только начинается расход газа, это происходит при прогретом заведенном моторе, давление в камере падает и клапан открывается, впуская новую порцию сжиженного топлива. Роль первой ступени теперь ясна – испарение и поддержание рабочего давления.

Далее, когда перепускной клапан первой ступени открыт, газ по каналу подходит к клапану второй ступени. Вторая ступень, аналогично первой, состоит из камеры, клапанного механизма и чувствительной мембраны, жестко связанной с клапаном. При работающем ДВС, открытом электромагнитном клапане, газ забирается из второй ступени, тем самым создавая в камере отрицательное давление. Мембрана чутко реагирует на изменения давления, и под действием внешнего атмосферного давления давит на клапан, с усилием, превышающим силу упругости пружины, которая, упираясь в конец коромысла, держит клапан открытым. Мембрана работает на клапан с силой пропорциональной разрежению в камере. То есть чем выше разрежение, тем больше открывается клапан и на более долгое время, чтобы впустить то количество газа, которое потребовалось в моменте двигателю автомобиля. Тут становится ясно, что вторая ступень редуктора служит дозатором газового топлива.

Из редуктора газ устремляется к фильтру паровой фазы под рабочим давлением равным 1 – 1,4 атм.

Метановый редуктор несколько отличается от пропанового. Отличие состоит в том, что метан используется в системе ГБО в газообразном состоянии и хранится в баллоне под давлением в 200 атмосфер и более. Поэтому редуктор под метан сконструирован таким образом, чтобы выдерживать соответствующее давление газа. Задачи метанового редуктора совпадают с пропановым – понижение и обеспечение стабильного рабочего давления газа на выходе. Метановые редукторы бывают двух и трехступенчатыми. Отличие трехступенчатых от двухступенчатых заключается в более плавном понижении давления с 200 атм. до 1-1,8 атм.

Классификация редукторов

Редукторы ГБО подразделяются по типу используемого топлива:

  • Метановые
  • Пропановые

По поколениям:

  • Первое поколение. В нем отсутствует электромагнитный клапан. Впускной клапан открывается всегда автоматически под действием мембраны, когда в камере создается разрежение.
  • Второе поколение и Третье поколение. Оснащен электромагнитным клапаном. Подача напряжения производится вручную.
  • Четвертое поколение. С электромагнитным клапаном, управляемым электронным блоком.

По мощности двигателя в лошадиных силах:

  • До 100
  • От 100 до 140
  • От 140 до 260
  • Свыше 260

Обслуживание редуктора ГБО

Газовый редуктор, как и другие узлы автомобильного газобаллонного оборудования, нуждается в периодическом техническом обслуживании. От своевременного обслуживания данного элемента напрямую зависит экономичность работы транспортного средства и предупреждение дополнительных финансовых трат и временных простоев автомобиля. Что бывает крайне критично для коммерческого транспорта.

Обслуживание редуктора может быть плановым и внеплановым. Плановое обслуживание заключено в рамки общего обслуживания всего комплекта ГБО. Проводится один раз в 10000 км. Заключается в осмотре целостности системы и замене фильтров жидкой и паровой фазы. В метановом варианте, по понятным причинам фильтр жидкой фазы не предусмотрен. Своевременная замена фильтра жидкой фазы существенно продлевает жизнь пропановому редуктору. Твердые нерастворенные частицы могут накапливаться в седлах клапанов, способствовать затвердеванию мембраны, влиять на ухудшение работы редуктора в целом.

К внеплановому обслуживанию часто приводит пренебрежение владельцами проведения планового ТО. Внеплановое техобслуживание выполняется по показаниям. К предпосылкам проведения обслуживания редуктора относят:

  • Потеря динамических характеристик автомобиля
  • Нестабильная работа двигателя на газе
  • Обледенение корпуса редуктора
  • Провалы при резком нажатии на педаль акселератора
  • Трудности с переводом питания с бензина на газ

Чтобы быть уверенным, что причина перечисленных признаков кроется в редукторе, необходимо провести компьютерную диагностику в аккредитованной организации, например в НаГазе.РФ. Мастера НаГазе.РФ точно скажут причины неисправности и объем восстановительных работ. В некоторых случаях, допускается менять не весь редуктор целиком, а производить замену ремкомплекта. В него входят мембраны, уплотнители клапанов.

Можно ли самостоятельно обслуживать редуктор ГБО

Специалисты НаГазе.РФ не рекомендуют этого делать во избежание нарушения техники безопасности и серьезной поломки оборудования. Газовый редуктор хоть и по большей части деталь, работающая по законам механики, но требует к себе профессионального отношения. Любой редуктор после работ по обслуживанию: будь то чистка или замена ремонтного комплекта – требует настройки. Не обладая навыками работы с ГБО очень просто превратить средство для экономии в ненужное, неэффективное, захламляющее пространство автомобиля оборудование. Поэтому необходимо проводить все работы, связанные с ремонтом, заменой и обслуживанием редукторов только в специализированных аккредитованных сервисных центрах.

Мировые производители редукторов

В мировом масштабе много компаний производят достойного качества редукторы ГБО. Наибольшую популярность заслужили следующие производители:

Пропан

    BRC

    Lovato

    OMVL

    Bigas

    Zavoli

    Valtek

    Tomsetto

Метан

    Lovato

    Tomasetto

    OMVL

    Landi Renzo

Как выбрать редуктор

От правильности выбора редуктора зависит насколько полно будет использован потенциал автомобильного газового оборудования.

Выбирать редуктор следует исходя из мощности мотора. Показатели редуктора должны быть на 10-15% выше, чтобы всегда существовал запас производительности не возникало проблем в ходе эксплуатации.

Обращать свое внимание следует на исходящее давление. Для малолитражных автомобилей достаточным будет рабочее давление в 1-1,1 атм. Для моторов объемом два и более литра давление должно быть в пределах 1,1-1,4 атм.

Покупать редуктор необходимо с высоким показателем ремонтопригодности. То есть для этой детали имеются рем. комплекты, отдельные комплектующие, и в целом изделие не является экзотичным на рынке, и имеет широкое распространение.

Не лишним будет принять во внимание форм-фактор изделия. Может случиться так, что, не продумав этот момент, редуктор будет невозможно технически правильно смонтировать из-за формы или размера. Наличие разного рода кронштейнов для крепления будет плюсом.

Затем следует определиться с производителем. Довольно непростая задача. Но опираясь на спрос на рынке редукторов можно с уверенностью сказать, что предпочтение следует отдавать европейским производителям.

Главное, что нужно знать! Приобретать комплектующие стоит только у проверенных продавцов, так как есть вероятность подделки не только редукторов, но целых комплектов ГБО. Поддельное ГБО может отличаться в меньшую сторону по стоимости от заявленной на официальном сайте. Но так бывает не всегда. Перед приобретением нужно обратить внимание на внешний вид комплектующего изделия. Подделка часто выдает себя отличием в цвете сплава корпуса, цвете патрубков и катушки электромагнитного клапана.

Но все же самым безопасным и правильным способом подбора редуктора ГБО будет обращение в специализированный установочный центр. Крупные центры ГБО сертифицируются мировыми изготовителями и выступают официальными дилерами известных брендов на территории Российской Федерации. Одним из крупнейших участников рынка газобаллонного оборудования является компания НаГазе.РФ. Только сертифицированные специалисты компании могут обоснованно сделать выбор и дать совет в выборе редуктора, основываясь на технических особенностях конкретного автомобиля. Более того, ценовая политика за счет тесных партнерских отношений с производителями, позволяет предлагать клиентам редукторы и другие запасные части со значительным дисконтом. Организация НаГазе.РФ берет на себя гарантийные обязательства, связанные с проведением работ по установке и обслуживанию оригинального оборудования. Поэтому, обращаясь в компанию НаГазе.РФ клиент приобретает не только качественный и оригинальный продукт известного мирового производителя, но и максимальную экономичность транспортного средства и уверенность на дороге.