Различия в системах ГБО

Использование газобаллонного оборудования набирает обороты во всем мире, в том числе и в нашей стране. Десятки тысяч автовладельцев, убедившись в эффективности применения на транспортных средствах ГБО, неизменно используют его в повседневной эксплуатации. Газ используется во всех направлениях, что касается транспорта:

  • Такси
  • Строительная техника
  • Грузоперевозки
  • Пассажирский транспорт
  • Личные автомобили граждан

Как же удалось газовому оборудованию составить конкуренцию традиционным видам топлива- бензину? Все дело в экономичности. Газ в полтора-два раза дешевле бензина, поэтому у ГБО существуют обширные перспективы развития. Но популярность автомобильного газового оборудования не всегда находилась на высоком уровне. Как развивалось ГБО, чтобы выйти на современную ступень, какие имеются направления развития в этой области, и какое оборудование целесообразно ставить на автомобиль пойдет речь в статье.

Первый автомобильный двигатель внутреннего сгорания был сконструирован в первой четверти 19 века. Работал силовой агрегат на светильном газе. Это событие можно считать моментом зарождения автомобильного газового оборудования. Но развития, на тот момент, использование газового топлива не получило, так как вся система представлялась собой очень громоздкой и массивной, запас хода был незначительным, и КПД двигателей на газе имел низкий показатель и уступал бензиновым.

ГБО 1 поколения

Техническая мысль не стояла на месте, и в 70-х годах двадцатого столетия в нашей стране появилось серийно устанавливаемое автомобильное газовое оборудование. Появилось ГБО 1 поколения. Оно отличалось от последующих простотой конструкции и легкостью монтажа. Последующие вариации газового оборудования постепенно развивались параллельно с автомобилестроением: обрастали электроникой и дополнительными узлами. Но основной принцип подачи газа остался неизменным.

В отличие от последующих поколений, количество, подаваемого газа регулируется простейшим дозатором, а подача газовой смеси во впускной коллектор осуществляется за счет отрицательного давления, создаваемого обратным ходом поршня. Поэтому этот тип ГБО называется также «вакуумным». Переключение режимов «газ-бензин» производится в два этапа. В салоне устанавливается кнопка переключателя с тремя положениями:

  • Газ
  • Нейтраль
  • Бензин

После прогрева двигателя, переключатель переводится в режим «нейтраль» для дожигания бензина, а после заводится на газе. Газ смешивается с воздухом в карбюраторе или отдельном смесителе. Необходимые настройки аппаратуры производятся механическим путем. Это не позволяет точно контролировать расход топлива и экологичность выхлопных газов двигателя. Такая система далека от совершенства. Первое поколение ГБО устанавливается на автомобили карбюраторного типа.

ГБО 2 поколения

На смену карбюраторным автомобилям пришли инжекторные. Газовое оборудование получило усовершенствование. Появилась газовая форсунка, производящая впрыск газа во впускной коллектор. В газовом оборудовании появились датчики, оценивающие качество газо-воздушной смеси. Появилась кнопка прямого переключения «бензин-газ». Одним словом, сделан шаг навстречу инжекторным системам впрыска. Такой тип оборудования классифицируется как 2 поколение ГБО.

2 поколение ГБО существует как для инжекторных, так и для карбюраторных авто. По дорогам страны колесит много автомобилей, переведенных на газ при помощи второго поколения ГБО. Эта модификация газового оборудования имеет ряд плюсов:

  • Простая и надежная конструкция
  • Несложная схема монтажа
  • Легко настраивать и обслуживать специалистам
  • Есть возможность запуска на газе при температуре выше 100С
  • Имеются в продаже комплекты разных производителей
  • Важное преимущество-невысокая стоимость ремонтных комплектов

На ряду с плюсами, к сожалению, имеется ряд недостатков

  • Повышенный расход газа за счет отсутствия обратной связи от двигателя – отсутствует полнофункциональный электронный блок управления.
  • Требует дополнительных настроек мотор, в частности регулируется зазор клапанов
  • Замедленная реакция на нажатие педали акселератора.
  • Есть вероятность появления хлопков во впускном коллекторе. Для предотвращения их возникновения устанавливается специальное оборудование на корпусе воздушного фильтра.
  • Необходимо дополнительно устанавливать октан-корректор.
  • Состав выхлопных газов 2 поколения ГБО не соответствует экологическим нормам «Евро3».

ГБО 3 поколения

Следующее поколение ГБО можно считать доработкой или модификацией второго поколения.

В контур подачи газа устанавливается дозатор с электронным управлением. В схеме управления применяется электронный блок для регулировки качества и количества смеси. Блок электронно взаимодействует с датчиком лямбда-зонда, и благодаря его показаниям, регулирует качество смеси. Получая сигналы от датчика положения дроссельной заслонки, блок регулирует необходимое количество газовоздушной смеси. Еще одной задачей электронного блока является эмуляция работы бензиновых форсунок. Это нужно в 3 поколении ГБО для того, чтобы штатный компьютер не входил в аварийный режим, и не формировались ошибки в работе двигателя. Подача газа производится непосредственно во впускной коллектор автомобиля, при помощи механических форсунок.

Полноценно ГБО 3 поколения функционирует только на инжекторных моторах. На карбюратор данное поколение может быть установлено только с проведением доработок. Это связано с тем, что в карбюраторных моторах не предусмотрены необходимые электронные датчики, формирование газовой смеси производится в камере карбюратора автомобиля. А 3 поколение ГБО предназначено работать параллельно бензиновой системе питания двигателя, не используя штатную. А это в карбюраторном двигателе сложно осуществить. Поэтому установка газовых комплектов 3 поколения на карбюратор нецелесообразна.

Основным отличием между двумя поколениями служит то, что электронный блок автоматически контролирует подачу газа и переключение, а также регулирует оптимальную концентрацию смеси для разных режимов работы автомобильного двигателя.

Но главная идея усовершенствования оборудования явилась и причиной, которая «похоронила» возможность широкого использования ГБО 3 поколения. Основной и очень существенной недоработкой стал крайне медленный отклик электронного газового блока на изменения режима работы двигателя. Поэтому использование ГБО 3 видится малоэффективным.

ГБО 4 поколения

Технологическим прорывом в конструировании автомобильного газового оборудования стало создание ГБО 4 поколения. Данное оборудование идеально подходит для автомобилей с распределенным впрыском. А таких автомобилей в мире большинство. 4 поколение автомобильного газового оборудования полностью имитирует бензиновую инжекторную систему. Имеет в своем составе индивидуальные электромагнитные форсунки, отдельные магистрали, отдельный электронный блок управления, который четко взаимодействует с бензиновым ЭБУ и использует его данные для управления работой ГБО. ГБО 4 поколения имеет серьезные преимущества по сравнению с предыдущими версиями газового оборудования

  • При эксплуатации такой аппаратуры происходит полностью автоматическое управление подачей топлива и переключения режимов.
  • Не происходит ощутимого снижения мощности. Чего нельзя сказать о предшествующих поколениях.
  • Оптимизированы вибро-шумовые показатели мотора
  • Расход газа лишь на 10-15% выше бензина.
  • Устранены причины, влияющие на срок эксплуатации двигателя.
  • Экологические показатели выхлопа доведены до норм «Евро4».
  • Не требуется постоянное внимание со стороны водителя за режимом работы оборудования, особенно в зимний период.
  • Не нужно проводить дополнительные регулировки двигателя.
  • Можно подобрать комплект на любой автомобиль
  • Имеет возможность диагностики настройки, калибровки, отладки, обновления программного обеспечения специалистами авторизованных установочных центров посредством подключения через штатный разъем к компьютеру.
  • На сегодняшний день ГБО 4 поколения имеет наиболее выдающиеся характеристики экономичности и мощности.

Если постараться выделить недостатки, то это будет более высокая стоимость комплектов по сравнению с ГБО предшествующих поколений. Но разовое вложение окупается в кратчайшее время за счет экономичности использования газового топлива.

5 поколение ГБО

Очередным эволюционным шагом в развитии газовых систем стало создание ГБО 5 поколения. К проектированию нового поколения ГБО производителей и конструкторов газового оборудования подтолкнули объективные причины. Электронные системы современных моделей автомобилей претерпели разные модернизации, связанные с контролем и безопасностью работы, усложнилась интеграция и синхронизация газовой системы в бензиновую. Системы самодиагностики считали за ошибку вмешательство газа в работу двигателя. Дополнительно возникла потребность установки газового оборудования на мощные моторы без потери силовых характеристик. И для решения этих задач создателями была реализована революционная идея, подавать газ к форсункам-распылителям в жидком виде. За счет этого достигнута полная имитация работы на бензине. В этом случае двигатель совершенно не видит разницы на каком топливе ему работать. Это стало возможным благодаря тому, что в схеме ГБО 5 поколения появился газовый насос, который устанавливается непосредственно в баллон. Так как газ к распылителям подается в жидкой фракции, то отпала надобность в редукторе-испарителе и модификации системы охлаждения двигателя. Стоит напомнить, что во всех предыдущих поколениях, часть охлаждающей жидкости необходимо было подводить к редуктору во избежание его обмерзания.

Принцип работы в общих чертах упростился, так как был исключен процесс перевода газа из жидкого в газообразное. Безусловно у пятого поколения есть сильные стороны:

  • Нет потери мощности
  • Расход газа равен расходу бензина
  • Имеет высокие экологические показатели
  • Благодаря газовому насосу есть возможность заводить автомобиль сразу на газе при отрицательных температурах.
  • Автомобиль может работать вообще без бензина
  • Упрощение технического обслуживания
  • Так как газовые магистрали находятся под давлением, их изготавливают из армированного пластика. Он рассчитан выдерживать двадцатикратное превышение давления от уровня рабочего. Этот показатель делает ГБО еще более привлекательным с точки зрения надежности.

С появлением ГБО 5 поколения в нашей стране были выявлены и серьезные минусы его использования:

  • Один из наиболее значимых – цена. Стоимость комплекта ГБО 5 в 3-5 раз превышает стоимость ГБО 4. А это существенно увеличивает срок окупаемости.
  • Газовый насос очень прихотлив к качеству заправляемого топлива
  • ГБО 5 можно эксплуатировать только на пропане. На метане это физически не достижимо, так как метан используется только в газообразном состоянии.
  • Пятое поколение газобаллонного оборудования более дорогое в обслуживании и ремонте.

ГБО 6 поколения

Производители автомобильного газового оборудования не стали останавливаться на достигнутом, и в последние годы на суд автомобилистов было представлено ГБО 6 поколения.

Особенность его заключается в том, что для впрыска используются штатные форсунки автомобиля. Поэтому ГБО 6 поколения подходит и для двигателей с непосредственным впрыском топлива.

Газ, также как и в пятом поколении, используется в жидкой фазе. Отличием является то, что газ подводится не к газовым форсункам, а к модулю согласования. Модуль согласования – это элемент, отвечающий за выбор источника поступления топлива: бензин или газ. То есть по команде электронного блока управления модуль согласования перекрывает одну и открывает другую топливную магистраль. Далее газ движется по бензиновым трубкам к форсункам. При этом необходимое давление топлива поддерживается системой насосов.

Важной конструктивной особенностью выделяется отсутствие фильтров в газовой магистрали. Фильтрация газа осуществляется через керамический фильтр при заправке. ГБО 6 поколения не требует индивидуального обслуживания, так как в системе отсутствует редуктор-испаритель, нет фильтрующих элементов для замены, используются штатные автомобильные форсунки.

Чем же не идеально последнее поколение ГБО?

Несмотря на свои технические достоинства, ГБО 6 поколения крайне редко устанавливаются на автомобили. Это происходит потому, что стоимость комплекта, а это 2500-3000 евро, и установки перекрывает экономический эффект от использования данного типа ГБО. Понятно, что такое оборудование ставить теряет всякий смысл. Но оно имеет дальнейшую перспективу развития, так как позволяет выпускать автомобили, работающие только на газе, совершенно не используя бензин.

Какое ГБО выгодно

Подводя итоги, следует выделить основные моменты. В нашей стране все еще много автомобилей карбюраторного типа и инжекторных, использующих моновпрыск. Для таких авто будет обоснованным установка ГБО 2 поколения. ГБО 2 поколения зарекомендовало себя как надежная, безотказная система для автомобилей с отсутствующими электронными системами.

Для большинства современных автомобилей, имеющих инжекторную распределенную систему впрыска идеально подходит ГБО 4 поколения. Четвертое поколение неприхотливо в эксплуатации, может использоваться во всех климатических зонах нашей страны. Зарекомендовало себя как технологичное, надежное, безотказное, ремонтопригодное и легко обслуживаемое оборудование. Установленные комплекты очень быстро себя окупают и несут владельцам финансовую пользу. Все это возможно только при правильной установке и своевременном обслуживании. Монтировать и приобретать ГБО необходимо у авторизованных установщиков, таких как НаГазе.РФ. Специалисты установочного центра помогут подобрать нужный комплект оборудования. При установке произведут настройки, которые обеспечат максимальную экономию.

Обговорить условия установки ГБО в Москве и Московской области можно по телефону или через сервис WhatsApp. Есть возможность оставить заявку на сайте, и сотрудник выйдет на связь в самое кратчайшее время. Если возникают сомнения и вопросы лучше проконсультироваться с профессионалами НаГазе.РФ. Компания дорожит своими клиентами, поэтому оказывает техническую поддержку по любым трудностям в эксплуатации ГБО.