Диагностика ГБО по поколениям

Со времен создания двигателя внутреннего сгорания инженеры ставят перед собой все новые и новые задачи по его усовершенствованию. В перечне заданий по модернизации моторов, стоящих перед конструкторами стоит не на последнем месте экономичность. Особенно актуальна эта задача в наше время. Все, без особого труда, видят, как растут цены на бензиновое и дизельное топливо. И очевидно, что предпосылок к снижению стоимости литра продукта нефтеперерабатывающих заводов нет. Стоимость километра пробега все больше оттягивает карман. Вот тут и стоит обратить внимание на альтернативный вид горючего — газ.

Начало использования на автомобиле газобаллонного оборудования (ГБО) уходит в далекий 19 век. Но все же свою популярность и доступность ГБО приобрело с 50-х годов прошлого века. С тех пор автомобильные газовые системы принято делить на шесть поколений. Первые три поколения почти ушли в историю, так как поменялись конструктивно двигатели внутреннего сгорания. В частности, все реже можно встретить на дороге машину с карбюраторным типом двигателя, а как следствие и машину с ГБО 1 поколения.

Любой автомобильный узел и агрегат в процессе эксплуатации испытывают определенные нагрузки и подвержены износу. Исключением не является и газобаллонное оборудование.<>

Каждый эксплуатант авто, с установленным на него ГБО, независимо от поколения продукта, желает безотказного, безопасного использования в своих целях. Поэтому автомобильным газовым системам необходимо уделять должное внимание, и проводить своевременные диагностические мероприятия.
Диагностика ГБО бывает:

  • Плановая. Это комплекс мер, включающих в себя визуальный осмотр и замену фильтров согласно регламента обслуживания.
  • Внеплановая диагностика. Необходима для выявления возникших дефектов, отказов и причин, их вызывающих, в системах ГБО.
  • Визуальная. Диагностируется таким способом механические повреждения, износ, коррозия, герметичность соединений, правильность монтажа системы
  • Компьютерная. Данные получают, благодаря, подключаемому из вне программного обеспечения, и его взаимодействию с электронным блоком управления (ЭБУ) автомобиля. Проще говоря, внешняя программа считывает показания ЭБУ по работе двигателя и переводит их в понятный механику-диагносту формат. Однако такой метод не подходит для ГБО 1 поколения ввиду того, что в конструкции отсутствует электронный блок управления.

Что бы яснее были процессы диагностики, необходимо хотя бы поверхностно понимать устройство автомобильных газовых систем. Итак, всё без исключения ГБО включает в себя следующие узлы:

  • Баллон высокого давления;
  • Мультиклапан;
  • Заправочное устройство;
  • Газовые магистрали;
  • Редуктор (для 1,2,3,4 поколений. В 5, 6 поколении ГБО установлен газовый насос в баллон);
  • Форсунки (отсутствуют в газобаллонных установках, применяемых в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания);
  • Датчик температуры, разрежения, давления;
  • Переключатель «газ/бензин»;
  • Электронный блок управления;
  • Газовый фильтр

Это основные элементы системы. Также имеются дополняющие детали. Это крепежная арматура и электропроводка.

По мере эволюции ГБО совершенствовались и методы диагностики. От чисто визуальной, до компьютерной с применением специальных стендов. Соответственно, возрастали и требования к персоналу, выполняющему этот тип работ. Поэтому очень важно проводить диагностическое обслуживание в специализированных центрах. Так как в них значительно ниже вероятность присутствия низкоквалифицированных сотрудников. Спец. центры следят за новшествами на рынке ГБО и повышением профессионального уровня персонала. К этим шагам организации толкает конкуренция и репутационная составляющая бизнес процесса.

Начинается процесс диагностики ГБО всегда с подготовительной части. Необходимо изначально убедиться, что двигатель беспроблемно работает на бензине или дизельном топливе. После этого приступают к визуальной части проведения диагностики. По порядку и внимательно осматривается газовый баллон, газовые магистрали на предмет механических повреждений. Трубки также визуально проверяются на предмет коррозии. В случае выявления глубоких коррозийных процессов трубки рекомендуют заменить. Так как много проблем доставляет подсос воздуха и утечка газа, то проверяют герметичность соединений, трубок и шлангов. Проверяют это обычным обмыливанием. Далее проверяются провода на предмет целостности изоляции, окисленности контактов. Тестером или мультиметром проверяется работоспособность электрической цепи. Тестируют работу катушек и свечей зажигания. Очень важно, что бы качество искры было достаточным для воспламенения газово-воздушной смеси. На это стоит обращать пристальное внимание, так температура воспламенения воздушно-бензиновой смеси ниже, чем воздушно-газовой и поэтому не требуется мощная искра. В ходе функционирования в редукторе происходят процессы и изменения, влекущие ухудшение его работы. Поэтому его проверяют в условиях запущенного двигателя. Обращают внимание на отклик педали акселератора. Если отклик запоздалый, то возможны неполадки в редукторе или фильтре, проводке. Редуктор нужно диагностировать каждые 50 тысяч километров пробега. Каждые три года необходимо менять диафрагму редуктора.

Нуждаются в диагностике и профилактике форсунки. Довольно часто они попросту засоряются. Это может происходить из-за оседания различных примесей, находящихся в низкокачественном газе. К сожалению, качество голубого топлива очень сильно разнится на заправочных станциях.
Данные действия по визуальной диагностике имеют место быть в большинстве систем ГБО. Но больше применимы к ГБО 2 поколения и старше. На сегодняшний день уже большая часть легковых автомобилей и коммерческого транспорта работают на ГБО 4 поколения. Хотим мы того или нет, но все предшествующие модели будут отступать перед более новыми… Поэтому на сегодняшний день более 70% всех автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием, работают на ГБО 4 поколения. Отталкиваясь от данных статистики, имеет смысл рассмотреть подробнее процесс диагностики ГБО 4 поколения.

Диагностика ГБО 4 поколения

Приняв решение о переоснащении автомобиля на гбо, владелец может не волноваться, что его техническое средство, в случае возникновения неисправностей, лишиться гарантийной поддержки, так как согласно сертификатам соответствия все производители подтвердили возможность установки ГБО. Безотказная работа газобаллонного оборудования зависит от тщательного и правильного технического обслуживания, и точной диагностики. Современная диагностика всех компонентов служит гарантией стабильной работы двигателей внутреннего сгорания.

Конструкция ГБО 4 поколения очень близко напоминает автомобильный инжектор. Устанавливается как на легковые, так и на грузовые автомобили с двигателями 3,4, 6, 8 цилиндров. Имеют в своей конструкции форсунки на каждый цилиндр. Управление происходит от ЭБУ.
Диагностировать оборудование необходимо начинать на прогретом моторе. Лучше всего поставить машину на нагрузочный стенд. Стенд имитирует движение автомобиля по грунтовой дороге и есть возможность снять показания в динамике. Помимо этого, специалисту будет доступен как диапазон нагрузок в целом, так и тщательная регулировка. При этом самое главное, что помехой не смогут стать факторы окружающей среды. Также важно убедиться, что мотор работает без сбоев.

Для компьютерной диагностики используют ноутбук, кабель и программное обеспечение. Большинство производителей ГБО используют в своих нуждах диагностики адаптер Lpg interface-USB. Он служит для преобразования сигналов от ЭБУ машины в протоколы читаемые персональными устройствами, чаще ноутбуками либо планшетами.

Основное управление двигателем всегда выполняет штатный блок управления автомобиля. А ЭБУ ГБО синхронизируется и, можно сказать, подстраивается, дает свои сигналы штатному блоку управления. Это нужно для того, что бы основной блок скорректировал свои алгоритмы по функционированию поступления и впрыска газо-воздушной смеси. Так как газ горит несколько иначе, чем бензин, необходимы ряд корректировок, которые выполняет электронный блок ГБО. По сути, электронный блок ГБО – это обманка для штатного блока управления, когда машина работает на газе. Настройка-регулировка ГБО заключается в правильной установке различных корректировок при разных режимах работы двигателя (для удобства строится специальная карта настроек). Адаптер Lpg interface-USB помогает производить проверку, настройку, корректировку оборудования.

Диагностика ОМВЛ

Компания OMVL была создана в 1980 году в Италии. Изначально специализировалась на выпуске деталей к ГБО. На сегодня компания имеет имя мирового масштаба. Входит в состав международного холдинга “Westport Fuel Systems”. На Российском рынке представлена рядом продуктов

  • OMVL NEW DREAM-4
  • OMVL NEW DREAM-4 OBD
  • OMVL NEW DREAM64-6
  • OMVL NEW DREAM-4 (Метан)

Необходимо заметить, что ни к какому варианту не идет газовый баллон, арматура, газовые магистрали. Все это приобретается отдельно. В целом, бренд на рынке выделяют невысокая цена, ремонтопригодность, доступность запасных частей и рем.комплектов.
Программы для диагностики можно взять на сайте у производителя. Но производить самостоятельно работу по диагностике и обслуживанию ГБО 4 поколения не рекомендуется во избежание негативных последствий.

Диагностика ДИДЖИТРОНИК

Гбо 4 поколения диджитроник родом из Польши. Компания диджитроник ведет свои разработки с начала 2000-х годов. Хорошо зарекомендовала себя на российском рынке. Оборудование легко монтируемое, качественное и долговечное при условии регулярного обслуживания и диагностики. Программное обеспечение находится в свободном доступе на сайте производителя. Но не имея должного опыта, правильнее обратиться в центр по установке и обслуживанию ГБО. Компания ДИДЖИТРОНИК дает хорошую гарантию на свой продукт при условии профессиональной установки. Так же к плюсам можно отнести низкую стоимость монтажа, простоту в настройках, информационную поддержку

На сегодняшний день ОМВЛ и ДИДЖИТРОНИК занимают лидирующие позиции на рынке ГБО благодаря доступности, простоте монтажа, надежности, наличии обновлений программного обеспечения для диагностики.
Неисправности ГБО 4 поколения

В процессе эксплуатации транспортных средств периодически возникают различного рода неисправности. Не исключение и автомобили, работающие на газе. Рассмотрим самые частые неисправности, ведущие к проведению диагностики.

Таблица 1. Описание неисправности гбо 4 поколения

Эксплуатационные признакиОписание неисправностиВарианты устранения
В салоне и у машины запах газа.Проявляется в случае разгерметизации системы, либо неполного сгорания смесиПроверить герметичность обмыливанием. Провести компьютерную диагностику
Нестабильная работа мотора на газеМожет возникать из-за плохой проводки, сбившихся настроек, плохой мембраны редуктора и еще ряда причинНеобходимо обязательно провести комплексную диагностику по выявлению проблемы/или проблем
При переключении на газ ухудшается тяга и падает динамикаВозможно засорились фильтры, неверно работает редуктор гбо 4 поколения, слабая искра на свечах, не корректно работает электронный блок управленияЗаменить фильтры, сменить свечи, продиагностировать систему.
В холодное время не заводится на газеПри прокручивании стартером в режиме «ГАЗ» мотор может схватывать лишь на короткое время, либо совсем нетНеобходимо завести на бензине и прогреть до рабочей температуры
Система не переключается с бензина на газИндикатор на пульте горит в режиме «БЕНЗИН» постоянноНеобходима диагностика
На ходу машина дергается, а на холостых даже глохнетПричин может быть несколько. Некорректная работа ЭБУ, свечи, проводка, засоренные форсунки гбо 4 поколенияКомплексная диагностика узлов системы
Повышенный расход газаВозможен из-за неисправности редуктора, или давление в нем слишком низкое. Забился воздушный фильтр. Система зажигания работает некорректно. Не прогревается редуктор. Не работают должным образом газовые форсунки или система впрыска. Калибровочные штуцера форсунок подобраны не точно.

 

Поэтапная проверка и диагностика работы узлов и агрегатов системы

Из таблицы наглядно видно, что сбоев в работе ГБО может быть множество. Но все же есть определенная закономерность. По опыту можно сказать, что большинство случаев отказа системы от штатной работы происходит по вине автовладельцев: несвоевременное обслуживание, пренебрежение диагностическим регламентом. А так же по причине непрофессионального монтажа оборудования.
Меры безопасности оборудования на газе

При проведении работ по диагностике должны соблюдаться ряд требований безопасности.
Помещение должно соответствовать по пожаробезопасности классу “B”, быть хорошо проветриваемым. Работы должны проводится в специальной одежде, исключающей вероятность заматывания вращающимися элементами ДВС и механической части. Запрещается пользоваться открытым огнем для проверки герметичности соединений и для освещения затемненных мест автомобиля. При проведении сварочных работ подача газа из баллона в магистраль должна быть прекращена и газ выработан. При необходимости демонтировать баллон с газом его опустошают и перекрывают подачу газа.

Категорически запрещается:

  • Работа двигателя на газе при неисправном газовом оборудовании.
  • Ставить автомобиль с неисправным газовым оборудованием в закрытое помещение.
  • Производить ремонт, подтяжку соединений газового тракта, замену элементов и агрегатов газового оборудования при наличии газа под давлением в системе питания.
  • Производить выпуск газа из баллона и из системы в закрытом помещении. Использовать открытое пламя для прогрева двигателя в холодное время года.

Рассмотрев разные стороны использования газобаллонного оборудования становится очевидным, что устанавливать, обслуживать, диагностировать ГБО 4 поколения необходимо в профессиональных центрах с квалифицированным персоналом, так как это влияет на долговечность использования, безотказность, экономичность и, самое главное, безопасность оборудования.