Зачем переходить на газовое оборудование

В России основным топливом для автомобилей был и остаётся бензин, второй, по популярности- дизель, и третье место занимает газ. Но популяризация газификации автомобиля с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Использование газового оборудования обросло множеством мифов и легенд. Компания НаГазе.РФ в данной статье разберет все достоинства и недостатки ГБО, поделиться своим опытом и развеет опасения перехода с бензина на газ.

Преимущества установки ГБО на автомобиль

Экономическая выгода перехода на газовое оборудование.

На момент написания статьи средняя стоимость бензина за литр составляет:

  • Аи-92 43 р.
  • Аи-95 48 р.
  • Пропан 20 р.
  • Метан 17 р.

Что уже само по себе является неоспоримым экономическим преимуществом. Разница, более чем в два раза, все чаще с подвигает автомобилистов задуматься о переходе на ГБО.

Подсчитать выгоду перехода с бензина на газ не сложно. Для примера:

Ежедневно Вы пользуетесь авто, в среднем проезжая 50 км. Это среднестатистический пробег для активного автомобилиста по маршруту работа-дом, отвезти детей в школы, сады, кружки. В неделю получается 350 км. В среднем, расход легкового автомобиля составляет 12 литров по городу. Еженедельный расход составит 42 литра бензина. Переводя это в деньги, с учетом использования октанового числа 95, получается 2016 рублей. Переоборудовав авто на газ метан или пропан, расход газа будет примерно таким же, а вот стоимость в два раза дешевле, что в цифрах составит 840 р. в неделю. За год получится отличная экономия на топливе. Важным плюсом в установке газового оборудования является пропорциональная экономия в зависимости от ежедневного пробега авто. И чем больше авто проезжает, тем более экономически-оправданным является покупка ГБО. Давайте теперь разберемся, какое ГБО выбрать, и чем они различаются.

Экологичность газового топлива для автомобиля

Если вы заботитесь об экологии и вам не все равно, то газ при сгорании в своем составе практически не имеет углекислого газа, и выхлоп не разрушает озоновый слой. Тем самым, устанавливая газовое оборудование на свой автомобиль, вы не только экономите на топливе, но еще и заботитесь о природе.

Окупаемость газового оборудования

Не смотря на первичные вложения для переоборудования автомобиля газовой установкой, ГБО окупится уже за первый год при ежедневном пробеге в 40км. Учитывая нынешнюю активную автомобильную жизнь, это меньше среднестатистического пробега домохозяйки.

Срок службы ГБО

При своевременном обслуживании газового оборудования (15 -20 т. км), ГБО способно наработать сотни тысяч километров.

Комфортная работа двигателя

За счет образования в камере сгорания идеальной газо-воздушной смеси, автомобиль двигается без рывков и провалов. Ход плавный и комфортный.

Долговечность деталей двигателя при работе на газе

Газ — это чистое топливо, двигатель на газо-воздушной смеси работает в щадящем режиме, на деталях силового агрегата не образуется нагар и сажа, тем самым обеспечивая минимальный расход машинного масла и продлевает в несколько раз жизнь деталей двигателя.

Расход масла при работе ГБО

Экономия автомобильного масла достигается за счет отсутствия контакта с бензином. И даже после пробега в 20 тысяч километров масло остаётся чистым, минимально теряя свои характеристики и смазывающие свойства. Конечно это не говорит о том, что масло в двигателе менять не нужно, замена обязательна по установленному регламенту завода-изготовителя транспортного средства.

 Недостатки установки ГБО на автомобиль

Недостатков по сравнению с преимуществами не так много, но они все же есть и мы обязаны их осветить в данной статье.

Увеличение веса автомобиля

Газовые баллоны, особенно высокого давления, толстостенные. Имеют вес баллон для пропана 45 кг, баллон для метана 84 кг (96 литров).

Уменьшение багажного отделения

Газовый баллон размещается в багажном отделении, тем самым забирая порядка 20% полезного пространства. Исключением является баллон с пропаном, его можно установить вместо запасного колеса.
Из вышесказанного следует отметить, что плюсов гораздо больше, чем минусов. Но прежде чем идти дальше и разбираться, какое гбо лучше, и какого производителя газового оборудования выбрать, мы обещали развеять мифы о газовых установках.
Самым часто обсуждаемым и вызывающим опасения у автолюбителей мифом является высказывания, что ГБО взрывоопасно. Устанавливая газовое оборудование в специализированных центрах, с соблюдением всех норм и правил, например, в нашем НаГазе.РФ, Вы полностью обезопасите себя. И это высказывание будет не больше чем миф. Стенки газового баллона толщиной в 3 мм, намного толще обычного бензобака. Кроме того, все установки оснащены аварийными клапанами, не допуская утечку или превышения давления.

Второй миф. Выход из строя двигателя. Еще раз хотим отметить, что если Вы ставите газовое оборудование сами или в гараже у знакомого специалиста, то это имеет место быть. Если в специализированных сервисах, это просто устаревшая легенда.

Принципы работы ГБО

Для лучшего понимания устройства ГБО, разделим его на 8 основных компонентов и разберем, за что отвечает каждый из них.

Редуктор ГБО

Редуктор ГБО выполняет функцию преобразователя газа из жидкого состояния (пропан) в газообразное и поддержание давление. Сам редуктор имеет газовый фильтр и датчик температуры охлаждающий жидкости. Для осуществления преобразования жидкого газа в газообразное состояния редуктор подключается к центральной системе охлаждения двигателя автомобиля. Еще одной задачей редуктора является изменение впускного давления газа, в зависимости от давления в коллекторе автомобиля и подогреве газовой смеси.

Форсунки ГБО

Функция форсунок ГБО аналогична классическим бензиновым форсункам, но впрыскивает в камеру сгорания не бензин, а газ. Газовые форсунки должны выбираться под модель двигателя и быть качественными. По этим характеристикам их подразделяют на несколько классов. Лучше использовать форсунки проверенных компаний, например, AEB или Digitronic.

ЭБУ ГБО

Электронный блок управления газовым оборудованиям ЭБУ – это мозговой центр системы ГБО. Его задача собирать информацию с датчиков, таких как лямбда-зонды, датчика положения коленчатого вала и других. У ГБО свой блок управления. Он, в свою очередь, подключается к штатному блоку управления автомобиля. Анализируя полученную информацию, происходитуправление газовыми форсунками, которые обеспечивают подачу газовой смеси.

Фильтр ГБО

Для очистки газа используется специальный уловитель посторонних примесей, масел и других не нужных веществ. Большинство фильтров имеют встроенный датчик температуры газа и давления. Фильтр является расходным материалом и требует периодической замены. От этого зависит срок службы газового оборудования.

Клавиша управления(тумблер) ГБО

Как понятно из названия, тумблер служит для переключения с бензинового топлива на газовое и наоборот. Помимо своего прямого назначения, он может показывать количество оставшегося газа в баллоне при помощи диодных индикаторов.

Баллон ГБО

Баллоны служат для хранения газового топлива. По форме баллоны делятся на цилиндрические и тороидальные(ТОР). ТОР бывают встроенные, и устанавливаются в нишу на место запасного колеса в багажное отделение, и внешние- устанавливаются в нише под днищем автомобиля, где находиться запаска. Баллоны ТОР имеют большую популярность. Выигрывают у классических цилиндрических за счет сохранения пространства багажного отделения. Недостатком использования тороидальных баллонов является отсутствие места для запасного колеса, но в реалиях 2019 года  это решаемо наличием баллонного ремкомплекта или покупкой антипрокольных покрышек RunFlat. Цилиндрические баллоны незаменимы, если необходим большой объём, и чаще применяются на грузовых автомобилях. По защищённости, независимо от типа газового баллона, все имеют толстые стенки от 3 до 4мм, и гораздо прочней любой части автомобиля.

Клапан ГБО

Клапан или мультиклапан ГБО- важнейший элемент безопасности газовой установки. Находится он в горловине баллона и состоит из компонентов, которые предотвращают обратную подачу газа в баллон. В случае аварии предотвращает подачу газа. В дополнение, клапан ГБО отвечает за заполнение газом баллона и не дает его переполнить.

ВЗУ выносное заправочное устройство

Как следует из названия, данное устройство служит для заправки баллона газом, имеет обратный клапан для предотвращения выхода газа. В большинстве случаев горловина для заправки газом устанавливают рядом с обычной заправочной горловиной для бензина.

Какое ГБО выбрать на метане или пропане

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять структуру и свойства этих газов.

ГБО на пропане

Пропан — составляющая природного газа, получающийся путем крекинга(переработки) нефтепродуктов или выделяется из природного газа. Относится к классу алканов, являясь органическим летучим веществом. Для автомобильного топлива пропан в чистом виде не применяют, а смешивают его с бутаном и этаном. Полученную смесь сжижают и под давлением в 12 атм закачивают в баллоны. Пропан углеводородистый газ, а значит он взрывоопасен при определенной концентрации. Так как пропан в масштабах производства получается из переработки нефти, то он содержит большую долю примесей, и требует хорошей очистки, и фильтрации. Отсюда вытекает следующий недостаток. Если Вы живете в мегаполисе, где происходит четкий контроль за качеством топлива, то можно спокойно рассматривать пропан. Но если Вы знаете, что характеристики газа на вашей АЗС не лучшего качества, то лучше поискать другую заправку или рассмотреть метан как альтернативу.

ГБО на метане

Метан — сжатый природный газ. Его добывают из месторождений практически в чистом виде. Фильтруют и добавляют специализирующий ароматизатор для придания резкого запаха. Для использования метана в качестве топлива для авто его сжимают до 220 атмосфер. Как следствие используют толстостенные газовые баллоны с большим весом. Метан тоже взрывоопасен, но так как он легче воздуха, он просто улетучивается и шансов сконцентрироваться для детонации практически нет. Преимуществом его является более низкая стоимость, чем у пропана. И метан является самым чистым газом и не требует специализированных очистных сооружений. Из минусов стоит указать дороговизну газового оборудования в связи с требованиями к конструкции баллона и прилегающих элементов.
Таблица сравнения ГБО на метане и пропане

ХарактеристикиМетанПропан
Стоимость установки ГБООт 55 000 р.От 22 000 р.
Средний расход10 куб.13 литров
Вес баллонаДо 125 кгДо 30кг
Безопасная концентрация в воздухеДо 4.4%До 2.1%
Влияние на двигательнизкоесреднее
Давление в баллонеДо 250 атмДо 15 атм
БезопасностьБезопасно при техническом обслуживанииБезопасно при техническом обслуживании

Что-бы Вы не выбрали: метан или пропан, это будет, в любом случае, выгодней, чем бензин или дизель. Как Вы поняли, метан и пропан имеют существенные отличия друг от друга. Метан, после окупаемости установки, дает высокую экономию топлива относительно пропана. Экологичность опять выше у метана, так как пропан нельзя назвать природным газом. Безопасность выше у метана, так как его баллоны, менее деформируются при аварии.  Но неоспоримым преимуществом пропана является низкая стоимость оборудования и его установки. Выбор за вами.

Различие ГБО

На конец 2019 года нет четкой классификации ГБО или международного принятого стандарта газового оборудования, но специализированные центры профессиональной установки ГБО в том числе и наша компания НаГазе.РФ подразделяют газовые установки на поколения. На данный момент насчитывается 6 поколений:

Первое поколение. Из названия понятно, что данное поколения ГБО является стартовым. Именно с него началась эра газобаллонного оборудования в автомобильной промышленности.  Сейчас данное поколение уже практически не используется, но мы опишем принципы работы. При помощи редуктора, который поддерживает давление, топливо в сжиженном состоянии переходит в газообразную стадию. Количество газового топлива регулируется механически. Устанавливается первое поколение ГБО на карбюраторные автомобили.

Третье поколение. Основное отличие от первых двух поколений заключается в распределении подачи топлива в каждый цилиндр и использовало ЭБУ для считывания показаний с датчиков.

Четвертое поколение. Данный вид ГБО относиться к современным установкам и широко применяется на большинстве автомобилей. Данный класс оборудования точно дозирует топливо за счет электромагнитных форсунок, которые управляются отдельным ЭБУ (электронный блок управления).

Четвертое поколение плюс. Имеет общий электронный блок управления для бензиновых и газовых форсунок. Еще одним отличием является подача бензина. Она не прекращается, а ограничивается 20% в соотношении к 80% газа. Это ведет к стабильной работе двигателя на холостом ходе и не выводит из строя бензиновые форсунки.

Пятое поколение. Для использования 5-го поколения ГБО имеются определенные ограничения. Первое, необходим двигатель с прямым впрыском газо-горючей смеси в камеру сгорания при помощи форсунок. Второе, сервисные сервисы должны иметь специализированные прошивки под конкретный автомобиль, на котором устанавливается ГБО 5.

Шестое поколение. Инновационное ГБО, требующее дорогостоящего оборудования. В данной системе газового оборудования нет редуктора, и сжижений газ может впрыскиваться в камеру сгорания, как через газовые форсунки, так и через бензиновые. Но есть один существенный недостаток у данной системы – это качество топлива, и единожды заправившись некачественным газовым топливом, можно вывести из строя газовую установку шестого поколения.

Наш совет. Использовать проверенное и зарекомендовавшее себя в течении многих лет газовое оборудование четвертого поколения, и, используемое большинством автомобилистов. Все производители делают акцент именно на данном типе ГБО.

На что обратить внимание при выборе ГБО

  • Редуктор – устройство нагревающее газовую смесь и регулирующее давление. Минимальный запас хода должен быть на уровне 20-22%.
  • Инжектор должен иметь высокую производительность
  • Обязательно должен присутствовать фильтр очистки газа

Есть еще немаловажная деталь- электронный блок управления. Но на сегодняшний день всего две компании занимаются производством ЭБУ для ГБО. Это AEB(Италия) и AC(Польша). Все лучшие бренды, такие как  Ловато и Диджитроник, использует в своих установках именно эти блоки управления. На что стоит обратить особое внимание, так это на наличие сертификата качества и гарантии на изделие.

Изготовители ГБО

На территории России основными поставщиками и производителями газового оборудования для автомобилей являются

  • Диджитроник (Digitronic)
  • Ловато (Lovato)

Есть еще порядка 5 компаний, в том числе и Российских, но мы привели примеры лучших компаний с высокими рейтинговыми оценками мирового уровня, соотношению цены / качества и надежности оборудования. И помимо этого, данное оборудование отлично подходит к нашему климату, что является неоспоримым плюсом. Опишем основные преимущества данных компаний.

Диджитроник зарекомендовала себя как одна из самых проверенных, недорогих газовых установок. Сочетание цены и качества сделало эту марку по истине народной.

ГБО Lovato оптимально для Российской климатической зоны. Блок управления у Ловато выполнен из высокопрочного пластика, защищен от попадания влаги, грязи и химических реагентов. Спектр применения газового оборудования Lovato обширен. Используется как на малолитражных автомобилях, так и на автомобилях с большими объёмами двигателей.

Какую фирму выбрать, решать вам, но самое главное, ГБО должно соответствовать всем нормам, иметь сертификаты качества, и подходить Вашему автомобилю с технической стороны.